Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Кросс-культурное исследование ценностных ориентаций
Введение
Актуальность исследования. Становясь зрелой личностью, человек ориентируется на анализ прошлого жизненного опыта, систематизацию своих знаний и умений, приведение в полный порядок своих мировоззренческих установок. Это, без сомнения, происходит с опорой на устоявшуюся систему ценностно-смысложизненных ориентаций. Смысложизненные ориентации человека – динамичная сфера личности человека, имеющая на каждом возрастном этапе новые возможности для развития. В зрелом возрасте придание смысла собственному существованию и выстраивание адекватной ценностной иерархии является одной из главных духовных потребностей отдельной личности. Современное общество требует от любого человека не только логичности суждений, четкости мировоззренческих принципов, но и верного выбора жизненных ориентиров. Поэтому умение своевременно распределить ценности в том порядке, который соответствует личностным особенностям человека и его жизненной ситуации, отражает и способность к саморефлексии, и наличие социально-психологической зрелости. ................
Глава 1. Психологическая сущность феномена ценностных ориентаций с позиций кросс-культурного исследования.
1.1. Особенности проведения кросс-культурного исследования.
Кросс-культурные исследования [21, с. 109] – это научный метод из области антропологии и смежных наук (социология, психология, экономика, политология), который использует данные о различных обществах, собранные в полевых исследованиях, чтобы изучить социальное поведение и проверить гипотезы о культурных различиях. В отличие от сравнительных исследований, в которых рассматриваются схожие характеристики нескольких обществ, в кросс-культурных исследованиях используется более широкая выборка, которая позволяет провести статистический анализ существования сильной корреляции или её отсутствия между исследуемыми параметрами. В качестве переменных в кросс-культурном исследовании выступают следующие системы: 1) экологическая, включающая физическое окружение, ресурсы, географию; 2) система средств существования, то есть методы эксплуатации среды: сельское хозяйство, собирательство, промышленность; 3) социокультурная система: институты, нормы, роли и ценности, существующие «вне» индивида; 4) индивидуальная система: восприятие, обучение, мотивация, субъективная культура, которая, в свою очередь, включает особенности восприятия элементов культурной системы; 5) интериндивидуальная система: паттерны социального поведения [46]. При этом классификации и номенклатуры таких систем могут варьироваться.
.......