Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развитие чувства ритма у детей 6-7 лет в процессе подготовки музыкально- спортивного досуга
Введение
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена социально-экономическими, политическими, культурными изменениями, характерными для современного времени. И если взрослые, пусть и с разной долей успешности, адаптируются к нынешним условиям жизни, то дети сталкиваются с ускоренным темпом жизненных ритмов, что создает хаотичность в отношениях с миром. Неразвитое чувство ритма вносит разлад в жизнь ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет ряд требований к современному образованию детей дошкольного возраста, делая акцент на реализации образовательных программ, используя такую форму, как игра, которая обеспечивает развитие детей, в том числе развитие физкультурных способностей.
В то же время окружающая среда должна обеспечивать стабильность, ритмизацию жизненного пространства детей. Это является основой их здоровья, эмоционального благополучия, интеллектуального, эстетического и физического развития. Очевидно, решить эту задачу можно с помощью разработки и апробации специальных игр в процессе подготовки музыкально-спортивных досугов. Таким образом, актуальность и важность выбранной проблемы обусловили выбором темы.
Анализ исследований (С.И. Бекина, Н.А. Ветлугиной, Н.А. Метлова, Л.И. Михайловой, Ф.М. Орловой и др.) позволяет рассматривать досуг как своеобразный вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха, свободного время провождения детей. В качестве сущностной характеристики досуга выделяется возможность ребенка самостоятельно выбрать предпочитаемый вид деятельности, максимально отвечающий индивидуальным интересам.
.......................
Глава 1. Теоретические основы развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки музыкально-спортивного досуга
1.1 Особенности развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста
Каждое музыкальное произведение, его часть, каждый отдельный звук имеют определенную продолжительность. Музыка исполняется и воспринимается лишь в движении, другими словами, продвигается во времени. Организация звуков музыкального произведения по времени и есть музыкальный ритм. Стоит подчеркнуть, что понятие ритма имеет различные истолкования. Так, например, в музыкальном словаре Г. Римана семантика слова связано с метром [Риман Г., с.708].
В справочнике по музыкальной грамоте и сольфеджио, написанном Т.А. Вахромеевой, ритм связан с «соотношением длительности звуков в их последовательности» [Вахромеева, Т.А., с.5]. Для объяснения понятия «ритм» автор учебно-методического пособия по теории музыки Т.Н. Михайлова использовала образное сравнение: «это вышивка, сделанная по канве, или конструкция» [Михайлова Т.Н., с.16].
Как видим, даже небольшое количество примеров свидетельствует о различных позициях авторов в отношении искомой темы. В учебнике советского музыковеда, теоретика и педагога И.В. Способина «Элементарная теория музыки», выпущенном еще в середине прошлого столетия и многократно переизданном в последующие годы, сказано о том, что слово «ритм» пришло из греческого языка, в котором означало «течение» [Способин, И.В., с.48]. Это понятие, с одной стороны, расширяется до смысла общей последовательности или обычного сочетания элементов произведения.
В данном смысле, говорится в учебнике, огромное значение имеет определенность, четкость в соотношении как крупных, так и мелких составных частей целого, в том числе и определенность звуковых длительностей друг к другу. Без этого признака определенности музыка была бы недостаточно организованной, недостаточно запоминаемой, а в конечном счете, и недостаточно воздействующей на людей, следовательно, недостаточно их направляющей.
............