Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Память и деятельность. Развитие памяти
Введение
Трудно переоценить значение памяти в нашей жизни. Память - это то, с помощью чего в едином целом сочетается прошлое, настоящее и будущее человека. Если бы не было памяти, то не было бы жизни.
Психологические закономерности памяти изучали различные исследователи: Аткинсон Р., Бартлетт Ф., Бархатова С., Блонский П.П., Эббингауз Г., Зинченко В.П., Зинченко Т.П., Истомина З.М. , Леонтьев А.Н., Смирнов А.А., Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. и др.
Проблемами памяти интересовались представители различных зарубежных психологических школ - асоциационисты (Эббингауз Г., Мюллер Г., Пильцекер А. и др.), бихевиористы (Уотсон Дж., Торндайк Э., Толмен, Ховланд К., Миллер Дж. и др .), гештальтпсихологи (Бартлетт Ф., Левин К., Келер В., Коффка К. и др.), функционалисты (Джеймс В., Бергсон А. и др.) и другие.
Также проблемы памяти рассматривались учеными в рамках различных подходов - когнитивный (Аткинсон Р., Клацки Г., Линдсей П., Норман Д. и др.), информационный (Присняков В.Ф., Приснякова Л.М., Слободенюк Л.И. и др.), деятельностный (Бархатова С., Зинченко П.И., Истомина З.М., Смирнов А.А. и др.), системный (Бочарова С.П., Величковский Б.М., Вучетич Г.Г., Грановская Р.М., Зинченко В.П., Корж Н.М., Ломов Б.Ф. и др.), интенциональных (среда К., Мельник И. М. и др.) и другие.
............................
1.2. Структурные компоненты памяти как психологического процесса и их взаимосвязь
Сложную структуру памяти в психологии подразделяют на четыре основных мнемических процесса: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание [3, с.89].
Запоминание — процесс, который обеспечивает удерживание материала в памяти, это является важнейшим условием его будущего воссоздания. В некоторых случаях возникает потребность применения особого вида запоминания — заучивания. Запоминание может быть произвольным, т.е. подчиняется назначенной задаче: запоминать что-либо, и непроизвольным, т.е. не имеющего специальной задачи и который происходит «само собой». Психологические исследования, например работы российского психолога П.И.Зинченко, показали, что непосредственная установка цели: запоминать - не есть основной для эффективности запоминания. Непроизвольное запоминание является продуктивнее в сравнении с произвольным. Эффективность запоминания находится в зависимости от установки. Установка - запоминать материал, чтобы дать ответы на уроке или зачете, не способствует продолжительному запоминанию: сдав зачет материал тут же быстро забывается. Иное значение имеет понимание важности материала для будущего, для последующей учебы или профессиональной деятельности. Запоминаемый с подобной установкой материал может помниться длительнее [2].
Эмоционально насыщенный материал запоминается намного лучше, но в иных случаях лучше запомнится приятное, в других — неприятное. Запоминание может проходить с разной степенью осмысленности, с различной глубиной уяснения, — соответственно с этим выделяется механическое и логическое запоминание. Мышление всегда - это существенная опора памяти, это необходимое условие успешного запоминания, которое в большой мере находится в зависимости от понимания и ориентировки в материале в общем, в том числе от определения смысловых групп и связей между элементами. Как способы произвольного запоминания и организованного заучивания, которые позволяют обнаружить эти связи в запоминаемом материале, - являются мнемические действия. В.Д.Шадриковым был определен такой состав мнемических действий:
.............