Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Изучение памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Введение
Актуальность проблемы в том, что в последнее время все чаще встречаются дети, развитие которых осложнено задержкой формирования высших психических функций. В последние десятилетия изучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) приобретает всё более широкие масштабы в нашей стране и за рубежом. Познавательную деятельность детей этой категории изучали многие зарубежные авторы. Важная роль отводилась изучению отдельных психических функций, знаний и некоторых навыков и умений у детей младшего школьного возраста.
Память - один из самых удивительных и загадочных психических процессов. Сущность этого феномена современной наукой до сих пор не раскрыта: более того, память в современной психологии все еще не имеет однозначной научной дефиниции. Многочисленные попытки дать памяти конкретное определение приводят зачастую к тому, что исследователи «либо вовсе теряют память из виду, либо не могут найти в психике ничего, кроме памяти». По мнению Л.С. Выготского, «ни по одной теме современной психологии нет столько споров, сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти».
Память одна из основных психических функций человека. Процесс ее становления начинается еще в дошкольном детстве, а развивать память можно в течение всей жизни, если умело пользоваться разнообразными мнемотехническими приемами. Коррекционная и специальная психология располагают рядом исследований, которые посвящены изучению некоторых психических функций детей с ЗПР: памяти, в трудах Н.А. Менчинской, Г.Г. Сабуровой, С.С. Мнухина, Т.Д. Пускаевой, речи, в трудах Е.С. Иванова, Л.М. Шипициной, И.А. Смирновой, мышления, в трудах М.С. Певзнер, Т.А. Власовой и других. Однако, большинство аспектов задержки психического развития требуют подробного и дальнейшего изучения по причине расширения возможностей коррекции в условиях медико-социального и психолого-педагогического сопровождения развития младших школьников.
Наиболее актуальным направлением научного исследования младших школьников с ЗПР является подробное изучение памяти, которая играет ключевую роль в познавательной деятельности ребенка и его обучения. Одной из задач, которые стоят сегодня перед педагогической и психологической науками – это поиск путей эффективного обучения детей, с преодолением их неуспеваемости. Исследования, которые проводились К.С. Лебединской, Т.А. Власовой, показывают, что около половины неуспевающих детей - это дети с задержкой психического развития, либо с ЗПР. Согласно исследованиям, в начале школьного пути дети с ЗПР отличаются от нормально развивающихся детей не только по показателям произвольной деятельности, но и по эмоционально-личностному отношению к учению и уровню развития памяти (Т.В. Егорова, Т.А. Власова, М.С. Певзнер).
Цель исследования: теоретическое изучение особенностей памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Объект исследования: познавательное развитие младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования: особенности памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему изучения памяти в психологической литературе.
2. Проанализировать становление памяти в онтогенезе.
3.
*
*
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования
1.1. Проблема изучения памяти в психологической литературе
Психические познавательные процессы – это динамическое отражение действительности в разнообразных формах психических явлений, либо течение психического явления, которое имеет начало, развитие и конец. Психические процессы могут вызываться как внешними раздражителями, так и раздражителями, которые идут от внутренней среды организма человека. К психическим познавательным процессам можно отнести: восприятие, ощущение, представление, мышление, память и воображение. Психические познавательные процессы, как правило, обеспечивают формирование знаний, умений и способностей, также регуляцию поведения и деятельности человека.