Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме ПРАВОСЛАВНОЕ ОБНОВЛЕНЧЕСТВО В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ НАЧАЛА XX ВЕКА
Введение
Актуальность темы исследования. Начало XX в. в России трактуется политологами, историками и социологами как очень непростой период в жизни общества и государства. Он осложняется известными событиями: двумя революциями, гражданской войной, 1 мировой войной, русско-японской войной, ликвидацией царизма и самодержавия, установлением большевистской диктатуры и власти Советов. Эти события не могли не повлиять на особо тонкую сферу жизни и мировоззрения общества: религиозно-церковную. Она начинает реформироваться и преобразовываться под давлением советской власти и под воздействием происходящих внутриполитических кризисов. Основой церковных преобразований стало движение православного обновленчества, отразившее специфику власти большевиков и радикальных перемен в жизни российского общества.
Данное движение в период его расцвета обладало большим политическим весом в православном мире, поскольку контролировало деятельность канонической церкви и прилагало все усилия по изменению взаимоотношений церкви и государства, церкви и общества. Следствием деятельности обновленцев стал известный в истории русской церкви раскол, качественно проиллюстрировавший основные социально-политические проблемы государства. Каким образом этот раскол углублялся, что стало его основой и первопричиной, каков ход исторических событий, сопровождавших динамику обновленческого движения – на эти и другие вопросы важно дать ответы в рамках нашего исследования. Актуальность его, как видим, объясняется необходимостью обобщения фактов и условий возникновения и развития обновленческого движения, а также анализом взаимоотношений главных институтов человеческой цивилизации – государства и церкви.....................
Глава 1. Исторический (социокультурный) контекст зарождения и развития православного обновленчества начала XX века в России.
1.1. Общеисторическая характеристика России периода начала XX в.: специфика внутри- и внешнеполитического курса, культурная динамика.
В 1894 г. Николай II стал императором России, советником в начале его политической деятельности, а до этого воспитателем был К. П. Победоносцев, консерватор, убедивший, по мнению некоторых историков [46], Николая II в его исторической миссии: сохранения незыблемых принципов российского самодержавия и его сословной структуры. В то время Россия, безусловно, оставалась абсолютной монархией, ведущим сословием которой были дворяне; затем шло духовенство и торгово-промышленное население (почетные граждане, гильдейское купечество, мещане, купечество, ремесленный и рабочий люд). Самым массовым сословием в России было крестьянское (более 80 % населения), важную роль казачество. Совещательным органом был Госсовет, а основным государственным институтом – армия, которая к тому времени насчитывала 900.000 человек. Непосредственная власть принадлежала министерствам: министерству внутренних дел, военно-морскому, иностранных дел, министерству просвещения. Однако маленькие оклады чиновников способствовали широко распространенному взяточничеству. Судебное устройство основывалось на реформах 60-х годов XIX века. Для судебного процесса была характерна состязательность, демократизм. Но в конечном итоге виновность подсудного лица определялась не судом, а чиновниками.
Важно отметить, что коронация царя по причине непродуманности ее хода привела к катастрофе на Ходынском поле, в результате чего в толпе погибло несколько сотен человек. Однако это событие не повлияло так явно на дальнейшее царствование Николая – в конце XIX в. начинается процесс реформирования государства, обусловивший быстрый экономический рост и сопровождавшийся началом индустриализации. ..............