Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развитие лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что развитие лексической стороны речи у детей с ОНР является одной из основных проблем логопедии. Актуальность обусловлена значимостью лексического строя речи для развития общения, познавательной деятельности дошкольника.
Современный ребенок к 4-5 годам уже полностью овладевает системой родного языка, без затруднения может излагать свои мысли, правильно строить предложения, произносить звуки и т.д. Важным моментом в общем речевом развитии является развитие лексической стороны, особенно у детей с общим недоразвитием речи.
Как показывает статистика, в настоящее время увеличивается количество детей с дефектами речи. Поэтому остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми. Среди дошкольников с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу — около 40% (Юркова И.А с.36 [21]).
Отсутствие сформированности лексической стороны речи является главным компонентом в структуре дефекта детей с недоразвитием речи. При общем недоразвитии речи нарушаются все структурные компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматики, связность речи, что затем ведет к нарушениям в формировании семантической стороны речи ребенка.
.......................
Глава 1. Анализ научно-методической литературы по проблеме развития лексической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1Лексическая сторона речи в онтогенезе
Дошкольный возраст является важным этапом в развитии каждого ребенка. В этот период начинается активная подготовка к школе. Современная школа предъявляет достаточно высокие требования при поступлении, дети должны иметь достаточно обширные общие знания о мире, уметь считать, читать, писать. Но, как правило, для овладения этими навыками необходим высокий уровень развития высших психических функций, к которым, в частности, относится и речь. К сожалению, в последнее время наблюдается увеличение числа детей, имеющих речевые нарушения, что, в свою очередь, негативно сказывается на процесс подготовки к школе, а в последующем, и на сам процесс обучения в школе. Нарушения речи у детей, как правило, сопровождаются несформированностью других психических функций (Баева А.А. с. 12-16 [2]).
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики. Комплексный подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А.Леонтьева, Ф.А. Сохина. Речь играет значительную роль и имеет важное место в совместной системе работы по развитию речи в детском саду.
............