Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Логопедическая работа по расширению лексики дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровень
Введение
Настоящее исследование посвящено теме «Логопедическая работа по расширению лексики дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня».
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время остро встают проблемы обучения и воспитания детей с недоразвитием речи.
Нарушение речи накладывает на процесс познания окружающего мира определенный отпечаток, вносит специфику, проявляющуюся в динамике развития и накопления языковых средств, выразительных движений, своеобразии соотношения слова и образа, содержании лексики, некотором отставании формирования речевых навыков и языкового чутья, не остаются в стороне и проблемы при формировании лексической стороны речи, все это сказывается на общем развитии ребенка.
По мнению ряда авторов (М.М Алексеевой, Б.И. Яшиной и др, ) овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Уровень развития лексики дошкольника является важным компонентом уровня развития речи в целом, а также интеллектуального развития ребенка.
Изучением развитии лексики у детей дошкольного возраста при нормальном речевом развитии занимались O.И. Соловьёва, E.И. Тихеева, M.M. Конина, E.A. Флерина, A.M. Леушина, A.П. Усова и др . Описаны также направления и содержание методических рекомендаций по обогащению лексики у детей в детском саду, основные технологии активизации словаря, ведущими из которых являются дидактические игры (А.М. Бородич, О.С. Ушакова, Е.М.Струнина, В.И. Яшина, М.М. Алексеева, Н.Ф. Виноградова и др.).
..............
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ
1.1. Особенности развития лексического строя речи в онтогенезе
Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать информацию, учиться. Благодаря речи сознание человека обогащается опытом других людей и развивается. При этом речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Соответственно множеству её функций речь является полиморфной деятельностью.
Все слова, употребляющиеся в языке, образуют словарный, то есть лексический строй языка.
Лексический состав является важнейшим компонентом языка, без овладения которого невозможно овладеть речью в качестве средства общения и орудия мышления. Лексика является сложной системой, состоящей из разных по происхождению, по области употребления и стилистической значимости групп слов. Лексику характеризует, во-первых, множественность составляющих ее единиц, во-вторых, изменчивость состава, в-третьих, известная неопределённость границ, которые отделяют разные её области. Все названные особенности обуславливаются тем, что именно в лексике прямо отражаются явления окружающего мира.
В структуре лексического строя речи выделяют номинативный, предикативный и атрибутивный словарь, а также словарь служебных частей речи (наречия, местоимения и пр.). Проблеме формирования лексики у дошкольников посвящены труды отечественных исследователей таких, как А.Н.Гвоздев [13], О.Е.Грибова [16], О.Е.Громова [19] , Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова [39, 40, 41] и др., однако, выделенная проблема не потеряла своей важности и в настоящее время, и сегодня она занимает важное место в современной логопедической науке. А вопросы методике формирования лексической стороны речи становятся одними из самых актуальных.
...