Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Использование метода сказкотерапии в работе со страхами детей дошкольного возраста
Введение
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что проблема страхов у детей дошкольного возраста приобретает особую важность не только в научном, но и практическом плане, требуя незамедлительных поисков продуктивного ее решения. Сегодня, отмечается явная тенденция возрастания числа детей со страхами, причиной чего могут быть не только индивидуальные особенности детей, но и наличие личностной неопределенности, а также беспокойство значительной части населения, высокий уровень стресса, отсутствие безопасности и высокая степень влияния информационного пространства на ребенка.
Период дошкольного детства, как правило, характеризуется высоким уровнем зависимости от взрослого, а также прохождения данного этапа становления личности ребенка определено тем, как складываются отношения детей с родителями и педагогами дошкольных образовательных учреждений. Рост числа неврозов у родителей дошкольников откладывает отпечаток на росте числа страхов детей, порождая некий замкнутый круг, который можно разорвать только оказанием эффективной и доступной помощи всем участникам воспитательного процесса.
......................
Глава 1. Теоретический анализ литературных источников по проблеме использования метода сказкотерапии в работе со страхами детей дошкольного возраста
1.1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детских страхов
Страх, как показывает анализ психолого-педагогической литературы – это эмоций, которая появляется в результате угрозы, а также может быть аффективным состоянием, делающим личность неспособным принимать решение и действовать согласно здравому смыслу. Страх обладает разными оттенками: боязнь, испуг, опасение, ужас, тревога. В ситуации достижения страхом аффекта (панический страх либо ужас) он может вызвать определенные стереотипы поведения (оцепенение, агрессию). С.Кьеркегор является основоположником изучения страха с психологической точки зрения [9, 126c.].
С. Кьеркегор понимает страх как психологическое обоснование обращения человека к религии и религиозной нравственности, а также подчеркивает субъективность его происхождения. Несмотря на то, что согласно С. Кьеркегору, человек рождается «с переживаниями греховности, виновности и страха», философом отмечается роль личной ответственности человека в вопросе преодоления страхов. Философ отмечает, что человек должен сам сделать выбор и тем самым осознать границы собственной свободы, в том числе и в преодолении страха и тревоги [6].
По мнению Ж.П. Сартра, страх человека вызван ощущением его собственной свободы. Ж.П. Сартр отмечает, что страх позволяет человеку возвыситься, придать его жизни новое качество, позволяет выйти за пределы повседневности, проникнуть в магическую, экзистенциальную структуру мира [1, 45c.].
..........................