Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Реализация принципа личностно-ориентированного подхода в воспитании
Введение
Актуальность работы. Обязательным условием личностно-ориентированного развития ребенка в системе дифференцированного обучения и воспитания является создание широкого эрудиционного фона, дополнительной, интересной для младшего, среднего и старшего возраста информации, дающей возможность развивать общую культуру и эрудицию.
Дети, особенно в младшем возрасте, испытывают потребность в ярких, красочных событиях. Вся работа с детьми должна развивать их познавательные способности и эмоционально-волевую сферу, побуждать детей к активным действиям, развивать творческие, индивидуальные способности, корригировать недостатки личности.
Школа сегодня старается соответствовать времени, времени скоростей и временем потока информации. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умением учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.
Главной целью образования становится формирование умения учиться.
В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход.
Меняется роль педагога: он становится организатором деятельности детей.
Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
...................
Глава 1. Теоретические основы личностно-ориентированного воспитания
1.1. Научно-педагогические исследования личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка
Сегодня коренные изменения, происходящие в системе дошкольного образования, ориентированы на установление новой стратегии образования в соответствии с реалиями нынешнего общества. Наблюдается модернизация традиционной дошкольной системы передачи знаний, основанная на создании развивающей среды для развития личности каждого ребенка. «Можно предположить, что инновационное направление образовательной деятельности приведет к радикальному преобразованию современного мира» [22, c.179].
Становится актуальной проблема внедрения в практику новых технологий в организации дошкольного образования, обеспечивающих полноценное освоение дошкольниками способов детской деятельности. Тем самым, вытесняются технологии педагогического авторитаризма и в противовес им внедряются антропоцентрические технологии, сконцентрированные на развитие самостоятельности, творчества, инициативы ребенка в решении образовательных задач.
Данные технологии, ставящие индивидуальность ребенка в центр всей образовательной системы, нашли свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Образовательный стандарт выделяет особое значение дошкольного возраста в жизни каждого человека, определят, что именно этот период является знаменательным моментом правильной социализации, поэтому индивидуальность ребенка стоит в ядре педагогического процесса.
Итак, педагогический процесс мы можем охарактеризовать как целенаправленное взаимодействие объектов и субъектов образовательной деятельности. В педагогической науке встречается два типа взаимодействия воспитателей и воспитуемых, как субъектно-субъектное, так и субъектно-объектное. Мы можем утверждать, что «обучаемый в ходе педагогического процесса одновременно можем выступать в роли объекта и субъекта» [19, c.287].
...........