Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Изучение имени существительного в начальной школе
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) к личности учащегося. В частности, по предмету «русский язык» обучающийся должен овладеть первоначальными представлениями о нормах (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; у него должно быть сформировано умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Назначение учебной дисциплины в начальном звене школы заключается в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие учащегося, помочь осознать себя носителем языка. Большие возможности для языкового и умственного развития содержит обучение морфологии, одним из разделов которой является имя существительное.
....................................................................
Учащиеся начальной школы приступают к изучению основ русского языка в первом классе. За время освоения учебного предмета они узнают много информации о разных частях речи, одной из которых является имя существительное. Знакомство с ней начинается раньше остальных, поскольку представления детей о мире во многом еще предметно. А значит, они не могут на достаточно высоком уровне абстрагироваться, как того требует, к примеру, выделение отличительных признаков некоего явления (определяется у прилагательного) или действий, связанных с пространственным перемещением (у глаголов). В равной мере младшим школьникам пока трудно понять суть языкового явления, связанного с заменой слова, указывающего на предмет, но при этом его не означающего, хотя и приобретающего такое значение в зависимости от данной речи (это местоимение).
В контексте сказанного становится логичным: имя существительное изучается первым среди частей речи. В качестве языкового материала рассматриваются известные детям предметы (кукла, тетрадь, телевизор), растения (одуванчик, подорожник, камыш), животные (заяц, лиса, медведь), части суток (утро, день, ночь), времена года (зима, весна, лето), обозначения родства (бабушка, брат, папа). .......................................................