Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Сравнительный анализ когнитивных процессов у детей с разной степенью нарушения зрения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что процессы интенсивного развития общества, а также его гуманизация и демократизация повышают требования к формированию созидающей, активной личности, так как именно такая личность будет самостоятельно регулировать свою деятельность и поведение, определяя перспективы развития, средства и пути их воплощения в жизнь. С целью формирования всесторонне развитой, творческой личности, которая будет наиболее реализовывать собственные возможности, человек должен обладать навыками анализа и адекватной оценки собственных поступков, отношений с окружающими людьми, поведения, включая собственные личностные качества.
Дети, которые обладают ослабленным зрением – это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ далее) и знание особенностей их психического, психофизического, социального, а также личностного развития важно для всех специалистов которые работают с данной группой детей, а также их родителям. Нарушения зрения – это результат таких зрительных отклонений, как: косоглазие, миопия, нарушения сетчатки, нарушения аккомодаций и рефракций и так далее. Однако важно отметить, что дети с нарушениями зрения – это не слепые и слабовидящие дети, и в последующем они не направляются в учреждения специального типа, а обучаются в обычных классах общеобразовательных школ. Важно отметить, что с каждым годом число детей с ОВЗ возрастает, согласно данным докладом Правительства РФ.
......................
ГЛАВА I. Теоретические аспекты развития когнитивных процессов у детей дошкольного возраста в норме и с нарушением зрения
1.1. Психологические особенности детей с нарушением зрения
Процессы становления детской личности противоречивы и сложны. Личность ребенка, как подчеркивал В.В.Зеньковский, не только «дана, но и задана». Перед ребёнком открываются бесконечным перспективы духовного развития, поэтому личность каждого ребенка неповторима и индивидуальна.
Исходя из принципа взаимодействия биологического и социального факторов развития личности, при подходе к изучению своеобразия детей с нарушением зрения зрительный дефект выделяется как биологическое неблагополучие ребенка. Недостаточность зрения как биологическое неблагополучие определяет процесс взаимодействия ребенка со средой, которая его окружает. В случае, если среда не организовывается сообразно возможностям ребенка с нарушением зрения, то у ребенка возникают сложности в общении с окружением. При отсутствии либо резком снижении зрения наблюдаются ограничения в знакомстве с окружающим миром, в ориентировке в пространстве, трудности передвижения, общения, обучения.
Развитие ребенка, который имеет нарушения, в современной психологической и педагогической науке рассматривается как аномальное, которое приводит к изменениям отношения человека к миру, негативно сказываясь на его отношениях с окружающими людьми. В современных отечественных исследованиях Л.С. Выготского, Б.С.Братуся, В.И. Лубовского, А.Г. Литвака, отмечалось, что в ходе аномального развития сохраняются общие закономерности нормального психического развития ребенка, однако, могут изменяться темпы, сроки его развития и появляются своеобразие качественных и количественных характеристик определенного свойства.
...............