Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Формирование мотивации к учебной деятельности на уроках литературного чтения 1 класса посредством использования игровых методов и приемов обучения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена современным состоянием развития общества под влиянием изменений, затрагивающих все сферы человеческой жизни. В процессе социально-экономических, политических, культурных преобразований возникают проблемы, требующие новых подходов к решению более сложных задач. Возрастает потребность общества в людях, которые имеют не только прочные и глубокие знания, но и способны самостоятельно, нетрадиционно, творчески решать существующие проблемы. Социальный заказ общества ориентирует отечественную педагогику и школьную практику на формирование самостоятельно личности, обладающей критическим мышлением, умеющей работать с большим объемом информации, в которой систематизированы разные точки зрения. Большими возможностями в этом отношении обладают уроки литературного чтения. Знакомясь с художественными текстами, ребенок учится разбираться в многообразии подходов, демонстрируемых авторами, осмысляющими окружающую действительность. Однако в современных условиях, когда наблюдается утрата интереса к чтению, возникает необходимость мотивации к учебной деятельности уже с первого класса. Наибольший эффект достигается при использовании игровых методов и приемов. Вопросы учебной мотивации раскрыты в трудах В.Г. Асеева, Л.И. Божович, Л.C. Выготского, Н.И. Гуткиной, Т.Д. Дубовицкой, Л.В. Занкова, М.Б. Калашниковой и др. Использованию игровых методов и приемов в обучении посвящены исследования О.И. Беловой, Р.Ф. Брандесова, Н.В. Кравцовой, Л.Д. Мали, В.П. Полухиной, О.В. Сосновской, Л.С. Шакировой и др.
Целью исследования является описание процесса формирования мотивации к учебной деятельности на уроках литературного чтения в 1 классе посредством использования игровых методов и приемов обучения.
Задачи исследования:
1) выявить особенности формирования мотивации к учебной деятельности учащихся 1 класса;
2) представить психолого-педагогическую характеристику учащихся первого класса;
++
+
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА
1.1 Особенности формирования мотивации к учебной деятельности учащихся 1 класса
С поступлением ребенка в первый класс меняется социальная позиция вчерашнего выпускника детского сада: теперь он начинает заниматься значимой деятельностью по приобретению знаний. Привыкание к новым для него условиям связано с изменениями эмоционально-волевой сферы личности, с перестройкой познавательного и мотивационного компонентов. В контексте сказанного целесообразно обратиться к исследованиям, авторы которых посвятили свои труды проблеме мотивации как психического процесса. Вначале посмотрим, как интерпретируется понятие в справочной литературе. В словаре по педагогике, составленном Г.М. Коджаспировой, дано следующее определение: «мотивация – совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения» [12, с. 198]. В продолжение темы известный отечественный психолог Р.С. Немов обращает внимание на то, что поведение человека образуют две взаимосвязанные стороны – регуляционная и побудительная.