Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности семейных отношений и их влияние на развитие детей дошкольного возраста
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что одной из наиболее сложной в психолого-педагогических науках является проблема развития ребенка, которая актуальна не только на теоретическом уровне, но и практическом. В науке накоплен достаточно обширный опыт в разработке психологических и теоретических предпосылок исследований, а именно такими авторами как В.Д. Щадриковым, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, К.К. Платоновым, Д.Векслером, Р.Кеттелом, К.Спирменом и другими.
Традиционно в психологии утвердилось мнение, что вариативность среды связывается именно с показателями внутренней семейной среды, где общие культурные явления выступают фоном, на основе которого развивается интеллектуальные и личностные процессы ребенка. Роль семьи в формировании уникальной социальной ситуации развития – это существенная детерминанта развития личности ребенка. При условии нарушений взаимоотношений между ребенком и родителями развиваются серьезные последствия не только для психического развития, но и в формировании личности, характера. В современной психологии детско-родительские отношения рассматривают с точки зрения семейной ситуации, включающие категории родительской позиции (А.С. Спиваковская), родительского отношения (Р.В. Овчарова, А.Я.Варга), характера взаимодействия (Е.И. Захарова, О.А. Карабанова), а также стиля воспитания (Э.Г. Эйдемиллер). ………………………………………………………….
С самых первых месяцев жизни дети осознают себя через отношения с другими людьми, поэтому по мнению некоторых авторов, дети испытывают зависимость от окружающих людей, например через то, что ребенок должен считаться с требованиями, которые окружающие взрослые предъявляют к поведению, так как это реально определяет личные отношениями с ними. От качества данных отношений будут зависеть неудачи, успехи ребенка, так как в них заключаются огорчения и радости, которые имеют силу мотивов. Именно по этой причине характер отношений между детьми и значимыми взрослыми определяют развитие детей.
Отношения внутри семьи – это та среда, детерминирующая развитие личности ребенка по нескольким причинам:
1. С точки зрения О.В. Спиваковской отношения между ребенком и родителей характеризуются сильной эмоциональной значимостью для двух сторон.
2. С точки зрения О.А. Карабановой родители оберегают детей от опасности, дают опыт самостоятельности во взаимодействии с внешним миром.
То есть, с одной стороны, родители должны заботиться о детях, а также обучать их тому, чтобы ребенок заботился сам о себе. В отечественной психологии, а именно в трудах А.Н. Запорожца, М.И. Лисиной, Л.С. Выготского и других подчеркивается ведущая роль взрослого в развитии ребенка, а также говориться об начальной активности детей, через формирования детско-родительских отношений.
.............................................