Содержание:
Вопросы по дисциплинам профессионального цикла:
1. Инклюзивное образование в системе индивидуализации образовательного процесса. Индивидуализация образовательного процесса одаренных детей и подростков.
2. Теоретические основы научно-исследовательской деятельности. Теоретическое и эмпирическое научное исследование в педагогике.
3. Основные направления реформирования образования в начале XXI века. Расширение самостоятельности образовательных организаций. Изменение роли дошкольного образования.
4.Психолого-педагогические основы дошкольного образования. Специфика детского развития в раннем и дошкольном возрасте. Психологический портрет дошкольного детства.
5. Современные тенденции развития системы дошкольного образования: гуманизация, индивидуализация, стандартизация, вариатитвность, преемственность, компьютеризация. Социальное партнерство в дошкольном образовании, этапы социального взаимодействия.
6. Вариативность современного дошкольного образования: группы кратковременного пребывания (ГКП), центры игровой поддержки ребенка (ЦИПР), консультативный пункт, служба ранней помощи, лекотека, игровой клуб и др. Вариативность содержания дошкольного образования: вариативные программы, интегративный подход в поликультурном воспитании дошкольников.
7. Ранний возраст, его значение в становлении личности. Особенности развития детей на разных этапах раннего детства. Динамика ведущего вида деятельности в раннем детстве. Организация образовательной работы с детьми раннего возраста.
8. Дошкольная дидактика, особенности обучения в дошкольном возрасте. Дидактические принципы обучения. Классификация методов обучения.
9. Педагогическая технология, ее отличие от методики обучения. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании: здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технологии исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные технологии, ТРИЗ.
9. Проектирование и организация образовательного процесса с дошкольниками в условиях ФГОС. Интегративный подход к проектированию образовательного процесса.
10. Проектирование процесса подготовки ребенка к обучению в школе. Компоненты психологической готовности детей к школе: мотивационная готовность, личностная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность, коммуникативная готовность.
11. Образовательные программы для ДОО, их виды. Требования ФГОС ДО к структуре, содержанию и условиям реализации ООПДО. Общие принципы программно-методического обеспечения дошкольного образования.
12. Своеобразие трудовой деятельности ребенка в период дошкольного детства, взаимосвязь нравственного и трудового воспитания в дошкольном возрасте. Виды и формы организации трудовой деятельности.
13. Сущностная характеристика понятия «предшкольное образование». Предшкольное образование как значимый этап в разностороннем развитии и подготовке детей к школе.
14. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Педагогическое сопровождение развития игровой деятельности детей дошкольного возраста, критерии эффективности педагогического сопровождения.
15. Методическое сопровождение педагогов ДОО в условиях ФГОС дошкольного образования. Индивидуальный образовательный маршрут педагога дошкольного образования.
Дополнительные вопросы
1. Технологии повышения психолого-педагогической культуры современной семьи. Понятие о психолого-педагогической культуре семьи и профессионально-педагогической культуре педагогов.
2. Человек как одно из основных понятий антропологии. Специфика изучения человека в свете психолого-педагогической антропологии.
3. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка дошкольного возраста. Индивидуальная карта развития ребенка, ее структура, рекомендации к использованию образовательном процессе. Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута.
4. Планирование и организация опытно-экспериментальной работы в дошкольной образовательной организации.
5. Инновационные процессы в образовании. Принципы проектирования и прогнозирования инновационных процессов в образовании.
Перечень практических заданий по дисциплинам
профессионального цикла:
1.Предложите технологии обучения для одаренных детей дошкольного возраста раскройте их развивающий потенциал.
2. По предложенной комиссией теме определите возможные предмет, объект, цель, задачи и гипотезу исследования. Предложите и обоснуйте методы исследования. Обоснуйте, как взаимосвязаны формулировки темы исследования, цели, объекта, предмета и гипотезы исследования.
3. Составьте схему сравнительного анализа характеристик традиционной (учебно-дисциплинарной) и личностно-ориентированной моделей обучения.
4. Составьте схему взаимосвязи психических новообразований с ведущей деятельностью ребенка на каждом возрастном этапе: новорожденность, младенчество, раннее детство, дошкольное возраст.
5. Составьте схему модели социального партнерства ДОО, определите цели, задачи и основные направления взаимодействия ДОО с социальными партнерами.
6. Составьте проект плана сотрудничества с родителями воспитанников в группе кратковременного пребывания.
7. Составьте несколько рекомендаций родителям детей раннего возраста по соблюдению режима дошкольного учреждения в домашних условиях, раскройте психофизиологическую основу режима.
8. Предложите несколько проблемных ситуаций для развития мышления старших дошкольников.
9. Составить календарный план работы над проектом с детьми старшего дошкольного возраста (тема и сроки проекта по выбору магистранта).
10. Составьте алгоритм действий педагога по проектированию образовательного процесса с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
11. Составьте алгоритм действий по проектированию основной образовательной программы дошкольного образования.
12. Предложите несколько рекомендаций для родителей по привлечению детей к посильному труду в домашних условиях.
13. Составьте примерный план мероприятий по осуществлению преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с основными направлениями: работа с детьми; взаимодействие педагогов дошкольного и начального общего образования; сотрудничество с родителями.
14. Составьте план руководства игровой деятельностью дошкольников на день (возрастная группа по выбору магистранта).
15. Предложите несколько мероприятий для «Школы молодого воспитателя», обоснуйте их развивающий потенциал.
Практические задания к дополнительным вопросам
1. Предложите несколько мероприятий, направленных на повышение психолого-педагогической культуры современной семьи.
2. На основе анализа ФГОС (по выбору магистранта – любого уровня образования) сделайте вывод о том, насколько в выбранном стандарте созданы возможности для развития личности обучающегося.
3. Составьте схему карты индивидуального образовательного маршрута ребенка в условиях ДОО (возраст ребенка по выбору магистранта).
4. Дайте характеристику группам условий, которые необходимо учитывать при планировании опытно-экспериментальной работы в образовательной организации:
Группа условий Характеристика
1 Мотивационные
2 Кадровые
3 Материально-технические
4 Научно-методические
5 Финансовые
6 Организационные
7 Нормативно-правовые
8 Информационные
5. Опишите механизм проектирования и внедрения инновационного образовательного проекта, включая критерии оценки его результативности в образовательный процесс. ДОО (Вид инновации - по выбору магистранта).
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы к ГИА
Вопросы по дисциплинам профессионального цикла:
1. Инклюзивное образование в системе индивидуализации образовательного процесса. Индивидуализация образовательного процесса одаренных детей и подростков.
2. Теоретические основы научно-исследовательской деятельности. Теоретическое и эмпирическое научное исследование в педагогике.
3. Основные направления реформирования образования в начале XXI века. Расширение самостоятельности образовательных организаций. Изменение роли дошкольного образования.
4.Психолого-педагогические основы дошкольного образования. Специфика детского развития в раннем и дошкольном возрасте. Психологический портрет дошкольного детства.
5. Современные тенденции развития системы дошкольного образования: гуманизация, индивидуализация, стандартизация, вариатитвность, преемственность, компьютеризация. Социальное партнерство в дошкольном образовании, этапы социального взаимодействия.
6. Вариативность современного дошкольного образования: группы кратковременного пребывания (ГКП), центры игровой поддержки ребенка (ЦИПР), консультативный пункт, служба ранней помощи, лекотека, игровой клуб и др. Вариативность содержания дошкольного образования: вариативные программы, интегративный подход в поликультурном воспитании дошкольников.
7. Ранний возраст, его значение в становлении личности. Особенности развития детей на разных этапах раннего детства. Динамика ведущего вида деятельности в раннем детстве. Организация образовательной работы с детьми раннего возраста.
8. Дошкольная дидактика, особенности обучения в дошкольном возрасте. Дидактические принципы обучения. Классификация методов обучения.
9. Педагогическая технология, ее отличие от методики обучения. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании: здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технологии исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные технологии, ТРИЗ.
9. Проектирование и организация образовательного процесса с дошкольниками в условиях ФГОС. Интегративный подход к проектированию образовательного процесса.
10. Проектирование процесса подготовки ребенка к обучению в школе. Компоненты психологической готовности детей к школе: мотивационная готовность, личностная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность, коммуникативная готовность.
11. Образовательные программы для ДОО, их виды. Требования ФГОС ДО к структуре, содержанию и условиям реализации ООПДО. Общие принципы программно-методического обеспечения дошкольного образования.
12. Своеобразие трудовой деятельности ребенка в период дошкольного детства, взаимосвязь нравственного и трудового воспитания в дошкольном возрасте. Виды и формы организации трудовой деятельности.
13. Сущностная характеристика понятия «предшкольное образование». Предшкольное образование как значимый этап в разностороннем развитии и подготовке детей к школе.
14. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Педагогическое сопровождение развития игровой деятельности детей дошкольного возраста, критерии эффективности педагогического сопровождения.
15. Методическое сопровождение педагогов ДОО в условиях ФГОС дошкольного образования. Индивидуальный образовательный маршрут педагога дошкольного образования.
Дополнительные вопросы
1. Технологии повышения психолого-педагогической культуры современной семьи. Понятие о психолого-педагогической культуре семьи и профессионально-педагогической культуре педагогов.
2. Человек как одно из основных понятий антропологии. Специфика изучения человека в свете психолого-педагогической антропологии.
3. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка дошкольного возраста. Индивидуальная карта развития ребенка, ее структура, рекомендации к использованию образовательном процессе. Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута.
4. Планирование и организация опытно-экспериментальной работы в дошкольной образовательной организации.
5. Инновационные процессы в образовании. Принципы проектирования и прогнозирования инновационных процессов в образовании.
Перечень практических заданий по дисциплинам
профессионального цикла:
1.Предложите технологии обучения для одаренных детей дошкольного возраста раскройте их развивающий потенциал.
2. По предложенной комиссией теме определите возможные предмет, объект, цель, задачи и гипотезу исследования. Предложите и обоснуйте методы исследования. Обоснуйте, как взаимосвязаны формулировки темы исследования, цели, объекта, предмета и гипотезы исследования.
3. Составьте схему сравнительного анализа характеристик традиционной (учебно-дисциплинарной) и личностно-ориентированной моделей обучения.
4. Составьте схему взаимосвязи психических новообразований с ведущей деятельностью ребенка на каждом возрастном этапе: новорожденность, младенчество, раннее детство, дошкольное возраст.
5. Составьте схему модели социального партнерства ДОО, определите цели, задачи и основные направления взаимодействия ДОО с социальными партнерами.
6. Составьте проект плана сотрудничества с родителями воспитанников в группе кратковременного пребывания.
7. Составьте несколько рекомендаций родителям детей раннего возраста по соблюдению режима дошкольного учреждения в домашних условиях, раскройте психофизиологическую основу режима.
8. Предложите несколько проблемных ситуаций для развития мышления старших дошкольников.
9. Составить календарный план работы над проектом с детьми старшего дошкольного возраста (тема и сроки проекта по выбору магистранта).
10. Составьте алгоритм действий педагога по проектированию образовательного процесса с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
11. Составьте алгоритм действий по проектированию основной образовательной программы дошкольного образования.
12. Предложите несколько рекомендаций для родителей по привлечению детей к посильному труду в домашних условиях.
13. Составьте примерный план мероприятий по осуществлению преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с основными направлениями: работа с детьми; взаимодействие педагогов дошкольного и начального общего образования; сотрудничество с родителями.
14. Составьте план руководства игровой деятельностью дошкольников на день (возрастная группа по выбору магистранта).
15. Предложите несколько мероприятий для «Школы молодого воспитателя», обоснуйте их развивающий потенциал.
Практические задания к дополнительным вопросам
1. Предложите несколько мероприятий, направленных на повышение психолого-педагогической культуры современной семьи.
2. На основе анализа ФГОС (по выбору магистранта – любого уровня образования) сделайте вывод о том, насколько в выбранном стандарте созданы возможности для развития личности обучающегося.
3. Составьте схему карты индивидуального образовательного маршрута ребенка в условиях ДОО (возраст ребенка по выбору магистранта).
4. Дайте характеристику группам условий, которые необходимо учитывать при планировании опытно-экспериментальной работы в образовательной организации:
Группа условий Характеристика
1 Мотивационные
2 Кадровые
3 Материально-технические
4 Научно-методические
5 Финансовые
6 Организационные
7 Нормативно-правовые
8 Информационные
5. Опишите механизм проектирования и внедрения инновационного образовательного проекта, включая критерии оценки его результативности в образовательный процесс. ДОО (Вид инновации - по выбору магистранта).