Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме История философии права
Вопрос 2. История и философия науки в структуре современной философии и науковедения
Философия науки — это взгляд на реальную науку и ее историю с позиций философии, это философская интерпретация целей, возможностей, структуры, методов и закономерностей функционирования и развития реальной науки. Разумеется, интерпретация может быть различной, в существенной степени она зависит, с одной стороны, от содержания науки, а с другой — от разделяемой тем или иным ученым философской позиции. Ясно, что в силу принципиальной плюралистичности философии не существует и не может существовать какой-то одной, единственно «истинной» философии. Причем это относится не только к прошлому философии науки (платоновская, аристотелевская, гегелевская, кантианская философия науки и т.д.), но и к сегодняшнему дню (постпозитивизм, постмодернизм, герменевтика, радикальный конструктивизм, диалектическая концепция и т.д.). Содержание философии науки существенно зависит от конкретного содержания интерпретируемой науки и уровня ее развития (только зарождающаяся, становящаяся наука и научные дисциплины или уже зрелая; эмпирический уровень научного познания или теоретический; фундаментальная наука или прикладная; естественная, математическая, техническая или социально-гуманитарная наука и т.д.). Для всех очевидно, что современная наука уже не является частью философского знания. Это две разные отрасли знания. Однако гораздо менее очевидным может быть ответ на вопрос о том, является ли современная философия науки чисто философской дисциплиной или это область междисциплинарного, философско-научного знания. С нашей точки зрения, последнее утверждение является более правильным. Современная философия науки — одна из прикладных философских дисциплин (такими же прикладными философскими дисциплинами являются, например, философия искусства, философия религии, философия права, философия политики, философия истории, философия практики и т.д.). Одна из главных задач современной философии науки — исследование реального взаимодействия философии с конкретными науками, изучение механизма и форм этого взаимодействия, а также результатов, которыми являются философские проблемы и философские основания отдельных наук и науки в целом. Однако наука как целое также представлена своими различными культурно-историческими формами или состояниями (древняя восточная наука, античная наука, средневековая наука, новоевропейская классическая наука, неклассическая наука, современная постнеклассическая наука и др.). Каждая из этих форм опирается не просто на различные, но и на существенно противоположные философские основания. Несмотря на указанные выше различия, может быть выделен некий общий предмет
философии науки. Его можно задать, например, с помощью перечня следующих общих проблем:
1) наука с точки зрения ее сущности, целей, идеалов и возможностей;
2) типы философских оснований науки и их реальное содержание;
......................
Вопрос 5. Теоретическое и систематическое представление знания в древнегреческой философии
Типология видов знания формировалась в специфических исторических условиях, была попыткой решения каких-то конкретных задач, стоящих перед философией в процессе ее развития, отвечала на интеллектуальные запросы своего времени. Выявление специфики теоретического познания в типологии «знание» и «мнение» начнем с трудов Платона (427–347 гг. до н. э.), о котором интереснейший исследователь античности К. Поппер сказал, что он «был социологом именно в том смысле, в каком понимали термин социология Конт, Милль, Спенсер...». Платон в своей теории познания противопоставляет ощущения и теоретическое познание (разум). Чувства не могут быть источником истинного знания, их область — лишь мнение, истинное же знание доступно разуму и совершается в понятиях. Знание имеет своим предметом духовные сущности, мнение относится к чувственным вещам. Источником истинного знания являются воспоминания бессмертной человеческой души о созерцаемом ею мире еще до вселения ее в смертное тело человека. В «Государстве» Платона знание разделяется не только на интеллектуальное и чувственное, но и внутри этих областей производится подразделение на «чистое» мышление и «рассудок», и на «веру» и «подобие». Но основной типологической линией анализа форм познания у него является типология «знания» и «мнения». В указанной работе автора читаем: «Мнение и знание — не что иное, как способности, но способности различные; нельзя сделать вывод, что познаваемое и мнимое — одно и то же». И далее: «мнение — это ни знание, ни незнание; оно более смутно, чем знание, но яснее, чем незнание, оно среднее между ними». В «Тимее» Платон наставляет: «ум и мнение — это два различных рода, ум рождается от наставления, а мнение — от убеждения; первый всегда способен отдать себе во всем правильный отчет, второе — безотчетно». Позиция Платона такова: смысл теоретического знания — в изучении не чувственно данного, а данного мысли, его предмет — мир идеализации. Человек, «минуя ощущения, посредством одного лишь разума, устремляется к сущности любого предмета и не отступает, пока при помощи самого мышления не постигнет сущности блага (мир эйдосов, идей). Так он оказывается на самой вершине умопостигаемого. Итак, предмет мнения — изучение явлений внешнего мира, текучего, изменчивого мира природы. Подлинное знание должно постигать не становящееся во времени, а пребывание космоса в вечности, неизменную, идеальную его структуру, восходя от становления к бытию. Предмет философии — мир вечных идей, а все науки имеют дело лишь с чувственно-вещественными их проявлениями в видимом мире.........