Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме «Крупный и малый бизнес в контексте экономического развития РФ»
Вопрос о том, отвечают ли предпринимательские наклонности российскому духу, в постановке своей ложен, ибо пытается выхватить предпринимательство из конкретного исторического контекста. Конечно, предпринимательство шумпетерианского типа в российских исторических условиях не может не быть довольно ограниченным, если не сказать больше. Но кто сказал, что концепция Й.Шумпетера универсальна для всех времен и народов?
Называя сегодняшнее российское предпринимательство "новым", "становящимся", мы подчеркиваем грань, отделяющую его от "того", "старого" предпринимательства.
Между прежними торгово-промышленными кругами и современными бизнесменами расположен глубокий котлован социалистического строительства.
Но желание восстановить разорванную связь времен, протянув пока еще тонкие нити к дореволюционному прошлому, кажется совершенно естественным. И потому не случаен взрыв интереса к истории российского предпринимательства.
Расширение возможностей и усиление влияния малого бизнеса обусловливают необходимость более активного использования его потенциала. Если в предыдущие годы границы использования малых фирм определялись, в основном, участием в производстве наиболее простых в техническом отношении видов продукции, то в современных условиях области их применения могут и должны быть существенно расширены. Подобные изменения уже наблюдаются в настоящее время, они в полной мере соответствуют направленности тех структурных и технологических преобразований, которые происходят в базовых отраслях промышленности ведущих индустриальных стран, ускоряют эти преобразования.
Все сказанное в определенной степени применимо и к экономике современной России. Процесс формирования и развития малого бизнеса здесь протекает особенно сложно и противоречиво. Тем не менее, в ходе коренных хозяйственных преобразований малые фирмы постепенно занимают все более важные позиции в системе национального производства. Необходимость качественного совершенствования экономики страны, максимально эффективного использования ресурсов обусловливает потребность в определении масштабов и основных направлений использования потенциала малых фирм.
В то же время, нельзя не отметить, что в отечественной экономической науке существует определенное отставание в области комплексного исследования проблемы повышения социально-экономического потенциала современных российских малых предприятий.
Цель курсовой работы – изучить крупный и малый бизнес в контексте экономического развития РФ.
В мировой экономической литературе вопросы формирования и развития малого и крупного бизнеса в отраслях национального хозяйства индустриальных стран нашли достаточно широкое отражение. При рассмотрении данных вопросов основное внимание традиционно уделялось поискам путей наиболее эффективного управления малыми фирмами, исследованию основных направлений их функционирования в условиях современного высококонкурентного рынка.
К числу тех проблем, которые получили наиболее полное освещение в трудах зарубежных экономистов, следует отнести: создание системы объективных качественных и количественных критериев оценки фирм малого и крупного бизнеса в различных отраслях производства; проблему формирования наиболее эффективной системы взаимодействия малых фирм с крупными хозяйственными структурами; вопросы правильного определения стратегии развития малых фирм, поиска ими наиболее надежных источников финансирования и др.
Методологические основы анализа предпринимательства заложены в трудах таких зарубежных экономистов, как Р.Кантильон, А.Смит, Ж.-Б.Сэй, А.Маршалл, И.Тюнен, Ф.Найт, И.Шумпетер, Ф.Хайек. Социально-экономический аспект положения малого предпринимательства в процессе становления и развития индустриального общества дается в работах С. де Сисмонди, П.Прудона, Д.Гэлбрейта.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих основных задач:
• рассмотреть современные концепции и подходы к анализу роли малого предпринимательства в макроэкономической среде;
• проанализировать основные стратегии развития малого бизнеса в мировых центрах предпринимательства;
• изучить состояние развития малого предпринимательства, основные проблемы и пути их решения в 2003-2006 годах;
• рассмотреть формы взаимодействия малых фирм с крупными хозяйственными структурами;
• обосновать пути повышения и эффективного использования потенциала российского малого бизнеса с целью формирования в стране необходимых условий экономического роста.
Методологическая основа исследования базируется на положениях современных концепций экономического развития, теории самоорганизации неравновесных систем, применяемой к анализу экономических процессов. В работе использовались методы системного анализа социально-экономических явлений, а также методы моделирования, научной абстракции, индукции и дедукции, нормативного и позитивного анализа и синтеза.