Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира
Экологическое образование уже официально признано одним из приоритетных направлений совершенствования системы образования. Школа, прежде всего, должна готовить учащихся к реальной жизни, а сегодня само слово «экология», особенно для жителей городов, стало синонимом защиты окружающей среды и, следовательно, здорового образа жизни.
Экологическая культура школьника складывается из двух взаимосвязанных компонентов: экологического образования и экологического воспитания. Формированием экологического мировоззрения и экологической культуры занимаются многие школьные предметы. В начальной школе этим занимается предмет «Природоведение». Не подменяя учителя, экологическое просвещение осуществляется и школьным библиотекарем за счет интеграции экологии в традиционных библиотечных формах.
В программе включены игровые мероприятия в помощь изучению библиотечно-библиографических и экологических знаний. Экологическое образование и воспитание детей младшего школьного возраста предполагает использование различных форм и методов обучения.
Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.
Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне её.
Цель формирования экологической культуры младших школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, процессов и результатов взаимодействия человека, общества и Природы, при сформированности у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности.
Содержание работы по формированию экологической культуры учащихся включает деятельность учителей, родителей и самих детей по овладению системой знаний о взаимодействии Природы и общества, по выработке экологических ценностных ориентаций, норм и правил поведения в отношении к Природе, умений и навыков по её изучению и охране. В настоящее время сложилась такая ситуация, что старшее поколение было лишено возможности овладеть основами экологических знаний, и поэтому основная тяжесть ложится на плечи школы, а в частности учителей.
Таким образом, цель системы экологического воспитания младших школьников – развитие экологического сознания личности ребёнка как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; формирование готовности к активной природоохранной деятельности. Процесс формирования готовности учащихся к природоохранной деятельности включает следующие мероприятия:
• экологическое просвещение младших школьников – формирование у детей необходимых знаний, суждений, понятий, убеждений. Важно, чтобы ребёнок понял и усвоил, что его благополучие, завтрашний день его близких зависят от чистоты воздуха и воды, от здоровья его самого, его родителей, которое зависит от чистоты среды его обитания.
• экологические воспитательные дела (внеклассная работа по экологии в начальной школе) – конкретная природоохранная деятельность (движение «зелёных» и «голубых патрулей», юных друзей птиц, селекционеров исчезающих и редких растений).
Формирование экологической культуры младших школьников осуществляется как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности, во внеклассной работе по предмету.
На уроках экологии у учащихся формируются убеждения, что Природа - целостная саморегулирующаяся система. Важное звено - изучение и понимание экологических законов и закономерностей существования, формирования биологических систем всех уровней.
Цель исследования – изучить экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира
Объект исследования – экологическое воспитание
Предмет исследования – особенности экологического воспитания младших школьников
Задачи исследования:
1. Изучить сущность экологического воспитания
2. Описать цели и задачи воспитания у младших школьников экологической культуры
3. Рассмотреть методы и формы экологического воспитания
4. Изучить методики экологического воспитания младших школьников и роль игры в воспитательном процессе