Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Историческая школа права.
В настоящее время историческая школа права воспринимается как реликт нового времени. В советское время она характеризовалась - вслед за Марксом - как крайне реакционная : во-первых, потому, что школа не оказала сколько-нибудь значительного влияния на развитие политико-правовой теории Германии первой трети XIX в.; а во-вторых, идеи ее представителей никак не способствовали ускоренному вызреванию революционной ситуации в преддверии бурного 1848 г., когда в повестку дня встали вопросы радикального переустройства государства и общества.
К исторической школе права, сейчас вызывающей академический интерес, обращаются разве что в университетском курсе "Истории политико-правовых учений" . Между тем ее изучение (как и любой другой общественной теории) представляет интерес только в контексте реальной эпохи, как того требует принцип историзма; дело в том, что универсальной теории не существует, каждое учение является ответом на вызовы своего времени.
Победа над Бонапартом в освободительной войне 1813 - 1815 гг. выдвинула на передний план идею объединения германских государств. Пути и содержание объединительного процесса стали предметом острых политических дискуссий. На этом фоне и заявила о себе в Германии историческая школа права. Ее основатели - Фридрих Карл фон Савиньи (1779 - 1861) и Георг Фридрих Пухта (1798 - 1846) - стояли в одном ряду с выдающимися деятелями немецкого Просвещения: философ Гегель, богослов Шлейермахер, выдающиеся ученые братья Александр и Вильгельм Гумбольдты, знаток античности Нибур были не только людьми одного поколения с Савиньи и Пухтой, но и близкими сотрудниками одного и того же Берлинского университета, работавшими только на разных кафедрах. Блестящие представители науки в высших кругах общества, эти ученые приобрели авторитет, который помогал им оказывать некоторое влияние и на политику. Спорные моменты научных дискуссий получали всеобщее значение, вынуждали правительство признать науку и ее носителей фактором общественной жизни, которым нельзя было пренебрегать ни в издании законов, ни в их проведении - привычное состояние философской науки того времени, не желавшей отделять себя от реальности! Гегеля радовало, что в ситуации, "...когда мы видим, как обвиняют, унижают и осуждают разум, правительства, в силу обстоятельств, вспомнили о важности философствования" .
Философия Канта, например, привела к появлению в прусском правительстве сторонников экономического либерализма. Гегель освящал своей теорией "разумность" прусской конституционной монархии, а Савиньи, приглашенный на кафедру римского права и сразу назначенный ректором Берлинского университета, а чуть позже - министром юстиции Пруссии, фактически формировал политико-правовые взгляды своего ученика, будущего короля Фридриха Вильгельма IV .
Несмотря на всю значимость роли и места исторической школы права в процессе национально-государственного строительства Германии, ее научное исследование российской правовой наукой явно недостаточно. В конце XIX в. "исторической школой" занимался П.И. Новгородцев . В 60-е годы XX в. взаимоотношения Гегеля и исторической школы права анализировал С.Ф. Кечекьян . В начале перестройки в СССР деятельность исторической школы права косвенным образом была затронута А.Б. Зеленцовым . Кроме этого, отметим аналитическую статью в хрестоматии "История философии права", авторы которой широко представили выдержки из трудов Пухты, но оставили вне своего внимания - видимо, из-за труднодоступности первоисточника - творчество Савиньи .
Между тем проблемы, поставленные исторической школой права, заслуживают гораздо большего внимания современных исследователей. Представляя собой, явление не только права, но и политики, историческая школа, несомненно, оказала воздействие на формирование представлений об образе, содержании и особенностях будущего национального германского государства. Вопреки господствовавшему революционному нетерпению историческая школа права фактически придерживалась постепенного, федеративного варианта объединения. Как говорил Савиньи, политическое и правовое единообразие возможно только тогда, когда этого потребует само общество ("национальный дух"). Заметим, что процесс создания единого Гражданского кодекса Германии затянулся, чуть ли не на сто лет . Да и деятельность Бисмарка по созданию конституционного базиса единого государства была отмечена влиянием правовой школы Савиньи .