Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Воспитание толерантности в историко-культурном контексте
Сегодня мир стоит перед дилеммой: либо столкновение разных цивилизаций (например, Россия и Запад, христианство и мусульманство, Восток и Запад, Израиль и исламские государства и т. д.), либо налаживание между ними диалога, попыток взаимопонимания, взаимной критики, самокритики. Сложность современной ситуации состоит в том, что, с одной стороны, нетерпимость в современном мире не уменьшается, а растет, с другой стороны, совершенно ясно, что без согласия, мирного сосуществования государств, народов, религиозных конфессий взаимное уничтожение разных цивилизаций, культур, социальных и этнических групп более чем вероятно. «Без выработки взаимной терпимости сталкивающиеся цивилизации, культуры, нации, социальные группы, отдельные люди могут просто истребить друг друга. Терпимость ныне в большей степени, чем когда бы то ни было в истории, – не просто отвлеченный философский идеал, а совершенно практическое условие выживания».
Избежать конфронтации цивилизаций, культур, возможность которых сегодня реальна, можно только на пути критического диалога, на пути отказа от индивидуального и культурного своецентризма, на пути совместного решения тех трудностей, с которыми столкнулся в своем развитии современный мир. То, что недавно выглядело только как идеал, сегодня должно превратиться в практический императив. [20]
Общепризнанно, что человечеству не хватает взаимоуважительного, благожелательного, терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто – живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признавай право других на то же самое, и все будет хорошо. К сожалению, современный мир переполнен противоречиями и конфликтами, не борьба противоположностей, а их единство, должно быть, и будет ведущей тенденцией – это объективная закономерность.
Акты насилия, терроризм, нетерпимость, обострившиеся межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты не могут не привлекать усиленное внимание общественности к проблемам толерантности. Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость в борьбе за идеалы должна уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать возникшие конфликты. Концепция толерантности является результатом долгого развития социально-политической мысли. Толерантность возможна в обществе, где в результате социального и политического развития уже не существует вопиющих форм несправедливости, нищеты. Но верно и обратное: без толерантности, признанной как ценность в общественном сознании, трудно построить цивилизованное общество.
Понятие «толерантность» активно осваивается в нашей стране общественностью, научными, религиозными деятелями. Само слово «толерантность» как бы заново вошло в русский язык из международного права после проведения года толерантности и принятия Декларации принципов терпимости ЮНЕСКО. В русском языке аналогом латинского «tolerantia» является существительное «терпение», эквивалентом английских «tolerance», «toleration» выступает «терпимость». В связи с этим толерантность определяется, в частности, как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Любопытно, что у этого слова есть и медицинское значение. В соответствии с которым толерантность – это полное или частичное отсутствие в организме иммунитета, это отсутствие в организме способности к выработке антител в ответ на антигенное раздражение. В толковых словарях толерантность определяется, как терпимость, и по смыслу связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, снисходительность, великодушие. Напротив, нетерпимость проявляется в запальчивости, опрометчивости, требовательности, постоянстве и в таких действиях, которые носят оттенок непродуманности, импульсивности, незрелости. В. Даль объясняет, что такое терпимость на примерах терпимости личных убеждений, терпимости к иной вере. [13]
Толерантность прямо противоположна по своему значению интолерантности, предполагающей проявление различных форм нетерпимости (от дистационности на бытовом уровне до применения насилия вплоть до геноцида). Вероятно, в такой парадигме толерантности может быть выполнена ее цель – достижение веротерпимости, снятие негативных тенденций в сфере национальных отношений, однако не только в условиях постконфликтной ситуации, но и в процессе всего межэтнического взаимодействия через развитие межкультурных контактов, при этом признавая и уважая существование иного. Вместе с тем вряд ли сегодня можно говорить о каких-либо единых границах, пределах толерантности, поскольку она проявляется в конкретных историко-культурных и политических ситуациях, причем в одной социокультурной среде приемлемым может быть то, что в иных условиях становится неприемлемым. Многое здесь зависит также и от лиц, контактирующих в той или иной ситуации. [3]
Социокультурные условия современного общества зачастую способствуют проявлению интолерантности в поведении людей. Такие негативные тенденции социума России, как увеличение роста преступлений против личности, рост беспризорности, периодические столкновения на почве национальных, политических, конфессиональных и других разногласий, вызывают пристальное внимание к феномену толерантности, которая в современном социокультурном пространстве понимается как некий устойчивый механизм, централизующий, либо смягчающий многочисленные разногласия, противоречия, как один из возможных путей преодоления различных форм агрессивности, напряженности, конфликтности и экстремизма. Одним из подтверждений этого является увеличивающееся число убийств иностранных студентов и насилия в студенческой среде. [10]
Актуальность темы, ее общественная и индивидуальная значимость, недостаточная разработанность данного аспекта определили объект, предмет, цели и задачи исследования
Целью данного исследования является анализ социокультурной парадигмы российского образования на современном этапе общественного развития.
Проблема исследования – воспитание толерантности в историко-культурном русле.
Объект исследования – Образование и воспитание толерантности как подсистема культуры современного общества.
Предмет исследования – социокультурная парадигма современного российского образования как ценностная модель развития общества
Задачи исследования:
Глава 1. Воспитание и толерантность: сущность и средства
1. Раскрыть понятие толерантности в историко-культурном контексте
2. Определить толерантность в системе ценностных приоритетов образования
3. Дать развернутую характеристику педагогической сущности толерантности
4. Выявить пути и средства воспитания толерантности
5. Анализ концепций и программ по воспитанию толерантности
6. Описать своеобразие педагогических средств воспитания толерантности
Гипотеза исследования. Образование как культурная подсистема общества направлено на развитие целостного бытия современной личности. Установка на личность, как приоритетную ценность общества, является целью трансформации культурной парадигмы в современном российском образовании. Данная трансформация является реальным воплощением некогда утраченной духовной целостности Российского образования, которое должно быть направлено на культурное развитие современного общества.