Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности развития активной речи детей третьего года жизни
Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым, что крайне сложно в условиях Дома ребенка.
Проблемой развития речи занимались Н. И. Жинкин, Лисина М.И., Запорожец А.В., Л.Г.Соловьева. Е.Д.Дмитриева. А.Катаева, Е.А.Стребелева, В.И.Лубовский, Л.П.Носкова, Е.А.Миронова, А. М.Бородич,Э. Г. Пилюгина, Г. В. Грибанова, А. М. Прихожан и другие.
Всем хорошо известно, что психическое развитие младенцев во многом определяется здоровьем малыша, к сожалению констатируется тот факт, что в домах ребенка дети, как правило, имеют ряд проблем в развитии почти всех сфер личности. Учитывая усло¬вия депривации, в которых они вынуждены находиться особо остро стоит задача сенсомоторного развития малюток как основы их даль¬нейшего личностного становления.
Основную пробле¬му представляет овладение коммуникативными умениями и навыками. Проблема paзвития и формирования речевого общения в условиях депривации остается одной из актуальных в теории и практике психологии, играет значительную роль в адаптации и социализации проблемных детей.
У детей, находящихся в условиях социальной депривации задерживантся развитие психических процессов и не формируется речевая деятельность. Это несовершенство препятствует развитию речемыслительной. познавательной деятельности, овладению знаниями. В связи с этим исследование особенностей речевого развития в условиях депривации представляется актуальным. Интерес к данной проблеме также вызван тем, что с каждым годом увеличивается количество отказных детей, вопросы, связанные с развитием, обучением и воспитанием таких детей остаются недостаточно разработанными.
ЦЕЛЬЮ нашего исследования является определение психолого-педагогических условий успешного речевого развития ребенка, воспитывающегося в условиях детского дома ребенка.
ОБЪЕКТОМ исследования являются дети раннего возраста, воспитывающиеся в условиях дома ребенка.
ПРЕДМЕТОМ исследования выступают процессы речевого развития детей-раннего возраста.
В связи с поставленной целью предполагается решение следующих ЗАДАЧ:
1 . Изучить теоретический аспект онтогенеза речевого развития.
2. Определить влияние социальной депривации на речевое развитие детей.
3. Продиагностировать уровень речевого развития
4. Разработать психолого-педагогическую программу развития речи детей, учитывая типологические и индивидуальные особенности детей.
5. Экспериментально опробировать программу.
Г И П О Т Е З А исследования заключается в следующем:
успешное развитие речи в условиях социальной депривации будет возможно, если:
1. Будет изучен онтогенез речевого развития.
2. Определено влияние социально-психологического фактора в речевом развитии.
3. Своевременно диагностируется уровень речевого развития.
4. При разработке психолого-педагогической программы будут учитываться типологические и индивидуальные особенности детей.
5. Программа будет направлена на развитие коммуникативных потребностей, подражание звукам и звукосочетаниям, формирование речевого слуха, на формирование произвольности произнесения.
В данной работе использовалась литература теоретической и практической направленности. В большинстве источников можно выделить научные труды докторов и психологов, таких как Буянов и Динкин – известные психологи и логопеды, занимающийся своей деятельностью около 30 лет, это очень большой срок, а значит, и опыт накоплен немалый.
Также необходимо выделить особенность практического исследования – это получение информации благодаря научному методу, в данном случае использовался психологический метод.
В данной работе использовались также книги по дидактическим играм, которые в значительной мере развивают активную речь ребенка.