Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Предмет и базовые аспекты теории комуникации
Каждая эпоха рождает свои актуальные научные темы. Современное состояние общества характеризуется повышением значимости и ценности информации, что актуализирует исследование коммуникативных процессов. В последние годы в России, как и во всем мире, информационные потоки по-лучили мощный импульс развития благодаря непрерывному увеличению баз данных, персональных компьютеров, человеческих ресурсов, привлеченных в сферу коммуникативной деятельности. Такое положение объективно сти-мулирует научный поиск новых направлений анализа социального коммуни-кативного пространства, открывает широкий простор для практических ин-новационных программ.
В этой связи существенными объективными причинами, которые опре-делили актуальность предпринятого исследования, стали следующие теоре-тические и практические факторы.
Фактор первый - расширение и усложнение объема и содержания ком-муникативной деятельности субъектов в современном социуме. Прошло пол-века с тех пор, как Н.Винер определил начало этого процесса следующими словами: «Сообщество простирается лишь до того предела, до которого про-стирается действительная передача информации» . Сегодня стало реально-стью утверждение Аристотеля о том, что естественные границы политиче-ской единицы должны совпадать с расстоянием, на котором можно расслы-шать человеческий голос так, чтобы граждане все как один смогли собраться в одном месте и лично принять участие в обсуждении государственных дел. Убедительное свидетельство тому - телевизионное общение Президента с гражданами России, получившее в последние годы многомиллионную ауди-торию.
Возникшие прежде всего как средство передачи, коммуникативные ка-налы с течением времени превратились в систему собственного производства информации – в социальный институт, на равных участвующий в процессе продуцирования оперативной, фундаментальной и структурной информации для решения задач по обеспечению устойчивости социального организма и выработке целей его развития. Существующие в коммуникативном про-странстве отношения социальных субъектов и процессы не всегда поддаются объяснению и прогнозированию средствами частных гуманитарных наук.
Результаты исследований этих наук, в силу предметной ограниченно-сти, носят чаще краткосрочный и локальный характер, оставляя «белые пят-на» для новых событий и ошибочных решений, чреватых серьезными соци-альными, политическими и экономическими последствиями. Сложившаяся к настоящему времени коммуникативная картина мира объективно нуждается в привлечении к исследованиям своей проблематики социально-философского инструментария.
Фактор второй - изменение научной парадигмы в исследовании комму-никативного пространства. К началу XXI века в современном социуме сло-жилась принципиально новая социокоммуникативная картина мира, создан-ная исследователями на основе различных межцивилизационных, межкуль-турных, межэтнических, межконфессиональных, межорганизационных, меж-групповых и межличностных коммуникаций. Однако проникновение в тайны коммуникативного пространства осуществляется и в наши дни, что называ-ется, «в карете прошлого». Известно, что в Советском Союзе коммуникатив-ная наука оказалась в разряде «антинауки». Недаром в «Философском слова-ре» пишется, что «доктрина коммуникации в целом – утонченная форма кас-товых и корпоративных связей» .
Добротную основу социально-философских исследований коммуника-ции, оправдавшую себя в XX веке, составляет общенаучная методология сис-темно-кибернетического подхода, широкого использования его моделей и технологий. В то же время за пределами исследовательского интереса все еще остаются новая и новейшая коммуникативная методология, разработан-ная в рамках социально-философского, социологического, социально-психологического, психологического, лингвистического знания, ядром кото-рых является личностно-деятельная составляющая.
Фактор третий - возникновение и развитие в современном социуме но-вых коммуникативных феноменов: информационная война (ИВ), паблик – рилейшнз (PR), скрытое социальное манипулирование (ССМ), нейро-лингвистическое программирование (НЛП), коммуникативная (электронная) демократия (КД), реклама (Р), ИНТЕРНЕТ-коммуникации и др.
Фактор четвертый - возрастание потребности в разработке новой, обоб-щающей накопленные результаты исследований, социально-философской по сути, теории социальной коммуникации. Как показывает анализ научных публикаций по теме работы, можно с достаточной степенью достоверности констатировать, что коммуникативная проблематика стала составной частью фундаментальных общественных наук – социальной философии, социологии, психологии, социальной психологии, культурологи. Она также освоена раз-личными прикладными учениями от документалистики и журналистики до теории рекламы и паблик рилейшнз.