Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Имидж менеджера: анализ факторов, создающих образ
Актуальность. В настоящее время в России происходит активное становление новой совмещенной профессии и социальной группы - менеджеров-предпринимателей. Эта профессия и выполняемые ею социальные роли задают направления в изменении сложившихся социальных и экономических отношений в различных сферах деятельности, вызванных к жизни рыночной экономикой.
Менеджер-предприниматель функционирует и в крупном, и в среднем, и в малом бизнесе. В крупном бизнесе менеджер-предприниматель занимает позиции топ-менеджеров и, главным образом, занят стратегическим управлением, разработкой целей и проектов, связанных с развитием и укреплением позиций на рынке, управляемого и не принадлежащего ему бизнеса. В основном это крупные акционерные общества, основанные на долевой собственности. В профессионально-должностном отношении топ-менеджеры входят в правление, в советы директоров и другие органы управления.
В социальном и психологическом отношении группа топ-менеджеров составляет высший класс буржуазии, характеризуется своеобразным образом жизни, основанном исключительно на широкой доступности к различного рода материальным благам. Группа довольно замкнута в самой себе, самодостаточна. Мало связана в социально-психологическом отношении с другими группами и мало заинтересована (во всяком случае, пока) в благоприятном имидже, ориентированном «на потребление» другими социальными группами.
В большей степени эта группа тяготеет к предпринимательской деятельности, отдавая постепенно управление специально подготовленным менеджерам. Конечно, эта группа постепенно, с развитием рыночных
отношений сосредоточит в своих руках те аспекты управления, которые связаны исключительно с перемещением капитала, прежде всего в области финансовой деятельности. Другими словами, она отойдет от функций, непосредственно связанных с организаторской деятельностью и маркетингом, которые и составляют специфику профессии менеджера-предпринимателя.
Наиболее устойчивое положение этой сложной профессии в малом бизнесе и среднем бизнесе. Более того, как показывает опыт и развитых, и экономически развивающихся стран, представители этой профессии составляют значительную часть среднего класса, т.е. класса, на котором основывается современное гражданское общество.
Малый бизнес в некоторых странах составляет более половины всех предприятий и обеспечивает до 40% рабочих мест. Поэтому наибольший интерес представляет исследование менеджеров-предпринимателей, работающих в малом бизнесе, поскольку именно здесь эта профессия представлена во всех своих достоинствах и противоречиях, проявляющихся как в личности менеджера-предпринимателя, так и в тех социально-психологических и социальных явлениях, в которых она или активно участвует, или которые образует как социально-профессиональная группа.
Можно с уверенностью утверждать, что вместе с развитием и увеличением численности этой группы в обществе постепенно будут утверждаться ценности, которые отвечают нравственным нормам и в отношениях, и поведении.
Предприимчивость, бережливость, пунктуальность, обязательность, компетентность, надежность - вот неполный перечень характеристик, которые необходимы менеджеру-предпринимателю на поведенческом уровне.
Однако указанные характеристики менеджера-предпринимателя пока проявляются как тенденция, не став еще повседневной поведенческой нормой.
На самом деле люди этой профессии чрезвычайно противоречивы, непоследовательны и плохо укладываются в нашем представлении в какие-то устоявшиеся социальные и психологические стандарты. Это происходит по следующим причинам:
- вследствие противоречий, неустойчивости, криминальности социально-экономической и социально-политической среды, в которой происходит деятельность менеджеров-предпринимателей;
- вследствие несформированности традиций и других основ социального и профессионального поведения менеджеров-предпринимателей как социальной группы;
- вследствие того, что представители этой профессии рекрутируются из самых различных социальных слоев с характерными для них устоями, социальной психологией и личностными особенностями, которые привносятся в новую среду и, следовательно, влияют как на формирование личности менеджера-предпринимателя, так и его отношения с теми средами, в которых он действует.
Все это заставляет полагать, что менеджер-предприниматель испытывает огромные трудности и в своей деятельности, и в построении тех отношений, которые необходимы для его самореализации.
Менеджер-предприниматель как личность в общественном мнении часто представлен ценностями и качествами, которые скорее относятся к не предпочитаемым (если не отрицательным), чем к тем, к которым люди относятся с одобрением. Создается своего рода диссонанс между теми личностными особенностями, которые ценятся в среде самих менеджеров-предпринимателей и теми, которые видятся, воспринимаются некоторыми общественными средами.
Такая двойственность затрудняет представление о том, что действительно представляет собой личность менеджера-предпринимателя, а с другой стороны она свидетельствует о том, что социальное положение и социальные роли менеджера-предпринимателя диктуют необходимость быть разным, непохожим в различных ситуациях, отходить от одних стандартов поведения и следовать другим стандартам. Таким образом, если мы сталкиваемся с затруднениями при характеристике личности менеджера-предпринимателя на уровне общественного мнения, то не меньшие трудности испытываем и при строгом, научном исследовании.
В этом случае важнейшей задачей является разъединение личностных качеств и качеств имиджа. Поскольку именно последний нередко то, что мы принимаем в обыденном бытии за личность менеджера-предпринимателя. Это тем более понятно, так как в деятельности и поведении менеджера-предпринимателя обычными являются ситуации, в которых одновременно могут иметь место прямо противоположные реалии, которые заставляют полагать, что за ними стоят совершенно противоположные качества личности.
В реальности личность и имидж менеджера-предпринимателя являются тем «ресурсом», которым он одинаково пользуется. Но если его личностные качества - это ресурс, позволяющий ему сохранять и развивать самого себя, быть идентичным самому себе, то имидж - это инструмент, посредством которого менеджер-предприниматель в профессиональных интересах предстает перед другими.
Психологии, связанной с изучением личности в экономическом поведении, как профессионалов, так и потребителей посвящено большое количество работ за рубежом. Специфика этих работ заключается в том, что они выполнены в стабильных экономических условиях, в обществе, которое по своей структуре и своим институтам адекватно рыночной экономике. Здесь все сложилось в определенные стереотипы. В том числе и личности, занявшие определенные ролевые и профессиональные ниши.
Не так в нашей стране, где все находится в движении, в борении. Здесь размыты и социальные условия, и личности по своим ценностям, установкам, направленности. Поэтому особое значение и актуальность приобретают исследования, направленные на изучение психологических особенностей наиболее активных субъектов рыночной экономики, каковыми и являются менеджеры-предприниматели.