Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Место и роль России в мировой культуре. "Срединный" характер русской культуры
Предмет исследования. Культурология.
Объект исследования. Место и роль России в мировой культуре.
Актуальность исследования. Более чем тысячелетний исторический путь русской культу¬ры как бы сам «напрашивается» на аккумуляцию в обобщающие формулы и предельно емкие характеристики, способные охва¬тить своим кругозором многовековые эпохи цивилизационного и духовного развития, резкие «ломки» культурно-исторического процесса, «диссонирую-щие» наложения друг на друга противоре¬чивых явлений и тенденций, сосу-ществующих в одно и то же время и борющихся между собой за приоритет и гегемонию.
Как бы ни отличались друг от друга относительно «закончен¬ные», замкнутые в себе парадигмы российского культурно-исто¬рического опыта между всеми ими есть нечто общее, узнаваемое. Сколько бы ни насчитыва-лось «России» в истории русской куль¬туры, — это именно история русской, а не какой-либо иной культуры, несмотря на всю несомненную ее «прерыв-ность», дискретность, несмотря на все свои резкие, подчас весьма дра¬матические «разрывы». Здесь представляется особенно важным осмысление типологически сходных культурно-исторических си¬туаций (методом анало-гий, при помощи средств историко-типологического анализа и культуроло-гической компаративис¬тики) и далее — построение гипотез относительно наиболее вероятных тенденций их внутреннего развития и разрешения по сходным или близким сценариям . именно в случае культурно-исторических процессов та¬кие ассоциации вполне правомерны и даже необходимы: общее, повторяющееся в истории национальной культуры — это именно то, что со-ставляет основу традиций, культурно-исторической преем¬ственности и на-ционального менталитета культуры, что определяет единство национальной культуры на всех этапах и фазах ее становления и развития как ценностно-смыслового единства.
Исторически сложившийся на протяжении тысячелетней ис¬тории Рос-сии, с ее постоянными «взрывами», «ломками», «скач¬ками» и «перерывами постепенности», менталитет русской куль¬туры отличается особой, даже, можно сказать, принципиальной противоречивостью, двойственностью, ам-бивалентностью. Это противоречивое единство культуры, не имеющей «се-редины» и тяготеющей во всем ко взаимоисключающим крайностям, с од¬ной стороны, отразило (а в чем-то и предопределило, обуслови¬ло) каждый раз воспроизводящуюся, глубоко укорененную социо¬культурную нестабиль-ность, непредсказуемость развития событий, выражающуюся в «колебании» от одной крайности к другой («эф¬фект маятника» ). С другой стороны, имен-но такая «двусоставность» каждого значимого явления русской культуры и россий¬ской цивилизации и самого культурного «ядра» России открыва¬ла пе-ред русской культурой неисчерпаемые возможности гибко¬го, почти мгно-венного приспособления к самым резким (вплоть до взаимоисключающих) изменениям в развитии социально-ис¬торической действительности, к всевоз-можным общественным катастрофам и взрывам — революциям и граждан-ским войнам, террору и деспотической форме государственного правления, инокультурным влияниям и международным, межнациональным конфлик-там, религиозному и атеистическому фанатизму и нрав¬ственно-политической индифферентности... В этом отношении дискретность исторического разви-тия русской культуры и ее по¬тенциальная «расколотость», пресловутая «ши-рота», способность «вместить» даже коренные противоположности в рамках единого смыслового целого — явления взаимообусловленные, постоянно поддерживающие друг друга.
Цели исследования. Рассмотреть и определить значимость России в мировой культуре в целом.