Содержание:
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей психологической готовности к школьному обучению детей с ЗПР 8
1.1Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 8
1.2Особенности психики детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста 19
1.3Структура и критерии психологической готовности детей к школьному обучению 29
1.4Специфика готовности детей с задержкой психического развития
к школьному обучению 35
Выводы по главе 1 39
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей психологической готовности к школьному обучению детей с ЗПР 41
2.1 Определение методов исследования 41
2.2 Проведение констатирующего исследования и анализ полученных результатов 54
Выводы по главе 2 54
Глава 3. Методика формирования психологической готовности к обучению в школе детей с ЗПР 55
3.1Направления коррекционной работы по формированию психологической готовности к обучению в школе детей с ЗПР 55
3.2Динамика готовности к школьному обучению детей с ЗПР. Проведение контрольного эксперимента и анализ полученных результатов 77
Выводы по главе 2 82
Заключение 84
Библиография 87
Приложения 92
Библиография
1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер.2001.- 288 с - (Серия «Мастера психологии»)
2.Актуальные проблемы диагностики детей с ЗПР / Под ред. К.С. Лебединской. — М., 1982.
3.Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребен¬ка к школьному обучению //Вопросы психологии ребенка до¬школьного возраста /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца. - М., 1995. - С. 132-142.
4.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
5.Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. №2,4.
6.Борякова, Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР / Н. Ю. Борякова.— М., 1999.
7.Вархотова, Е.К. Экспресс-диагностика готовности к школе / Е. К. Вархотова, Н. В. Дятко, Е. В. Сазонова. — М., 1999.
8.Венгер А. Л. Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту // Особенности психического развития детей 6 – 7-летнего возраста. М., 1987.
9.Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А.Власова, М.С. Певзнер — М., 1973
10.Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6т. Т. 4. М., 1984.
11.Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. — М., 1960.
12.Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Санкт-Петербург, 1997.
13.Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М: ЧеРо: Творческий центр «Сфера», 2001. – 172 с.
14.Гуткина Н.И. Задачи диагностики готовности 6-летних детей к школьному обучению и группа развития // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. Т. 2. М., 1987.
15.Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д. Б.Эльконина, А.Л.Венгера. М., 1981.
16.Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г. В. Фадина. — Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.
17.Диков М.Н. Рефлексия внешних действий как интегративный показатель психологической готовности детей к обучению в школе: Автореферат канд. дис. М., 1994.
18.Димитров И. Готовность ребенка к обучению в школе // Подготовка детей к школе и преемственность между детским садом и школой (на болг. яз.). София, 1986.
19.Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.
20.Запорожец А. В. Избранные психологические труды. Т. 1. М., 1986.
21.Запорожец, А. В. Психология / А. В. Запорожец. — М., 1965.
22.Защиринская, О.В. Диагностика учащихся с ЗПР в процессе коррекционной работы / О.В. Защиринская // Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии. — Сиб., 1995.
23.Ирасек Я. Диагностика школьной зрелости // Диагностика психического развития / Под ред. Й.Шванцары (на болг. яз.). София, 1988.
24.Капчеля Г. И. Диагностика умственного развития детей, поступающих в школу // Психологические особенности формирования личности школьника. М., 1983.
25.Коломенский П.Я., Панько Е.А. Учителю о психологии де¬тей шестилетнего возраста. - М., 1988
26.Коркина, М. В. Психиатрия / М. В. Коркина, Н. Д. Лакосина, А. Е. Личко. —М., 1995.
27.Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Педагогика и психология. 1987. №5.
28.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
29.Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000, 364 с.
30Лебединская, К. С. Клиническая систематика ЗПР /. К. С. Лебединская // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1980..— № 3.
31.Леонтьев А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975 г., с.304.
32.ЛеонтьевА.Н.Избранные психологические труды:В 2 т. Т. 1, М.,1983
33.Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии. М., 1978.
34.Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / И. Лубовский. — М., 1989.
35.Мазепина Т.Б Тесты для маленьких умников и умниц / Серия "Мир вашего ребенка". - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 288 с.
36.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 583 с.
37.Мерлин В.С. Опыт изучения интегральной индивидуальности // Вопросы психологии. 1977. №5.
38.Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
39.Немов Р.С. Общие основы психологии /Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.- М.: ВЛАДОС, 1997.
40.Немчинов Т. А. «Тесты, диагностики»,М.1999
41.Непомнящая В. И. Структура произвольной деятельности у детей дошкольного возраста // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. М., 1965
42.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996.
43. Организация взаимодействия с детьми в кризисный период 7 лет. - Новосибирск: «Логос», 2004г, 22 с.
44.Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста/под. ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера – М., 1988г
45.Паренс Г. Семейное воспитание// пер. с англ. Л. Г. Герцик, А В. Решетникова. М.2001
46.Певзнер, М. С. Клиническая характеристика детей с ЗПР / М. С. Певзнер // Дефектология. — 1980. — № 3.
47.Петрова Е. Подготовка к школе и преемственность как единый процесс // Подготовка детей к школе и преемственность между детским садом и школой. София, 1989
48. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Академия, 2000, 368 с.
49.Психология дошкольника: хрестоматия: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Сост. Г.А. Урунтаева. -2-е изд., перераб. и доп - М.: Академия, 2000. -408с.; 22см. -(Педагогическое образование).
50.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер 2001.
51.Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6 – 7-летнего возраста // Вопросы психологии. 1986. №4.
52.Слепович, Е.С. Психологическая структура ЗПР в дошкольном возрасте / Е. С. Слепович. — М., 1994.
53.Смирнова Е.О. О подготовке дошкольника к школе // Дошкольное воспитание. 1982. №10.
54.Смирнова Е.О. О коммуникативной готовности детей к школьному обучению // Результаты психологических исследований – в практику обучения и воспитания. М., 1985.
55.Станкин, М.И. Общая психология: Функциональные явления человеческой психики: Учеб. пособие/М.И. Станкин. -2-е изд., испр. -М. -Воронеж: МПСИ, 2003. -395с.
56.Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов: учебник/Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. -2-е изд., доп. и перераб. - Ростов- на/ Д: Феникс, 2004. -511с.; 21см. -(Высшее образование).
57.Ульенкова У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей//Дошкольное воспитание. – 1989. - №3- С. 53-57
58.Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с ЗПР / У.В. Ульенкова. — М., 1990.
59.Ульенкова, У.В. Дети с ЗПР / У.В. Ульенкова. — Н. Новгород, 1994.
60.Урунтаева Г.А. «Дошкольная психология: Учебное пособие для студ. сред. пед. учебн. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336с.
61.Филимоненко Ю. И., Тимофеев В. И. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера (WISC). Адаптированный вариант. Изд. 3-е, исправленное. – СПб, «ИМАТОН», - 1994., с. 9
62.Шевченко, С.Г. Формирование знаний об окружающей действительности как средство активизации познавательной деятельности детей с ЗПР / С.Г. Шевченко. — М., 1982.
63.Шинина Т.В. Влияние психолого-педагогической культуры родителей на уровень психического развития и социализацию детей // Актуальные проблемы дошкольного образования: Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция.— Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003.— С. 171–174.
64.Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации в детском возрасте // Вопросы психологии. 1974. №4.
65.Эльконин Д.Б. Послесловие к 4-м томам Собрания сочинений Л.С. Выготского. М., 1984.
66.Эльконин, Д. Б Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин. — М., Воронеж, 1995.
67.Яссман, Л.В. Некоторые особенности владения грамматическим строем речи детьми с ЗПР / Л. В. Яссман. — М., 1976.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Психологическая готовность детей с ЗПР к школе
Введение
На протяжении первых семи лет жизни ребенок проделал огромный путь развития. Из беспомощного существа, полнос¬тью зависящего от взрослого, не умеющего даже говорить и самостоятельно есть, он превратился в подлинного субъекта деятельности, обладающего чувством собственного достоин¬ства, переживающего богатый спектр эмоциональных процес¬сов от восторга до вины и стыда, сознательно выполняющего нравственные нормы и правила поведения в обществе.
К 6 годам у ребенка впервые появились представления о себе как о члене общества, осознание своей ин¬дивидуальной значимости, собственных индивидуальных ка¬честв, переживаний и некоторых психических процессов. Дан¬ные преобразования в психике ребенка приводят к смене глав¬ных противоречий психического развития. На первое место вы¬двигается несоответствие между старым «дошкольным» обра¬зом жизни и новыми возможностями детей, уже опередившими его. К 7 годам меняется социальная ситуация развития, харак¬теризующая переход к младшему школьному возрасту. Ребенок стремится к более важной, значимой с точки зре¬ния общества, социально одобряемой и оцениваемой деятель¬ности (А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин). Специфи¬чески «дошкольные» виды деятельности теряют для него свою привлекательность. Ребенок осознает себя дошкольником и хо¬чет стать школьником. Поступление в школу знаменует начало качественно ново¬го этапа в жизни ребенка: меняется его отношение ко взрослым, сверстникам, самому себе и своей деятельности. Школа опреде¬ляет переход к новому образу жизни, положению в обществе, условиям деятельности и общения.
В настоящее время, когда наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней. Особую значимость приобретают вопросы готовности детей к обучению в условиях реформирования системы образования в российском образовании.