Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме ЧЕЛОВЕК И СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
Введение
Одной из основных, центральных тем в обсуждениях философов едва ли не всех исторических эпох остается загадка смысла человеческого бытия. Особенно оживляются философствования на эту тему в кризисные периоды жизни общества, сопряженные с поисками «нового неба», с попытками человека заново определить свои отношения с природой, обществом себе подобных — в общем, когда приходит ясное осознание утраты прежних ценностей и необходимости заново определить свое место в мире и смысл своей жизни.
В начале нового тысячелетия нашей эры человечество вновь оказалось перед лицом кризисной ситуации. На этот раз сложные глобальные проблемы — социальные, экономические, экологические, энергетические, демографические и другие — поставили перед ним гамлетовский вопрос «быть или не быть?». Парадокс ситуации состоит в том, что человек разумный все острее ощущает трагический иррационализм своей целенаправленной и созидательной, а, следовательно, сознательной деятельности.
И, тем не менее, только в человеке должны быть сосредоточены все упования на решение вставших перед человечеством проблем и на будущность самой жизни на планете. Неудивительно, что эта дилемма вновь и вновь привлекает к себе внимание философов и политиков, писателей и ученых разных областей знания. В конечном счете, этим обстоятельством и объясняется тот антропологический поворот философской мысли —антропологический ренессанс, — который характеризует ее нынешнее состояние.
Суть антропологического подхода (или антропологического принципа) в философии заключается в выделении сферы собственно человеческого бытия, иначе говоря, индивидуальной формы бытия человека, субъективно-творческих возможностей человека и «человеческого измерения» окружающего мира. В центре внимания оказывается человеческий индивидуум, некая типизированная модель, суммирующая биологические, социокультурные, духовные свойства и черты человека. В этом усматривается специфика предмета собственно философской антропологии в отличие от более широкой области философии человека.
Разгадывая загадку происхождения человека и цели его бытия, философы выдвигают разные гипотезы вплоть до самых экстраординарных, и все же остается неразрешимой проблема — эволюционирует ли человечество по некой саморазвертывающейся программе, или его путь к цивилизации стихиен и не имеет конечной цели. Размышляя об этом, невозможно не обратиться к самому широкому кругу идей, мнений и взглядов мыслителей разных эпох и различных отраслей научного знания.
Философская антропология не обходит вопрос о смысле и цели жизни. Разные философские учения отвечают на него по-разному. Представители материализма обращаются к рассмотрению объективной действительности и реальной жизнедеятельности людей. Представители идеалистических направлений устремляют свой взгляд к Богу, к разуму, духу, идеям и т. д. Вопрос о жизни, её смысле и цели остаётся открытым и нет никаких оснований считать, что он может быть окончательно решён в обозримом будущем.
Сущность человека намерение, проекция, устремлённость в грядущее. Ядро экзистенциальности в том, что всё главное для себя каждый чувствует и решает сам, ибо исходным пунктом должна быть субъективность отдельного человека. До того, как Вы начали жить, жизнь не представляет собой ничего. Именно Вы придаёте ей определённый смысл. Первична и непосредственна индивидуальная жизнь. Человеческая природа бесконечна, нет большей опасности, предписывать ей ту или иную ориентацию, тот или иной смысл, ту или иную цель. Каждый из нас либо обречён на свою свободу, либо готов стать рабом.
Таким образом, целью данной работы является изучение особенностей проблемы человеческого бытия и смысла человеческого существования с философской точки зрения.