Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Тревожность как свойство личности и его проявление
Введение
Проблеме тревожности посвящено значительное количество исследо-ваний в психологии, медицине, физиологии, философии, социологии. В по-следнее десятилетие интерес российских психологов к изучению тревожно-сти существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость и, как следствие, пе-реживания эмоциональной напряженности, тревоги.
Тревожность – черта личности, характеризующая ее эмоциональную сферу. Уровень тревожности – это показатель индивидуальной чувствитель-ности к стрессу, склонность ощущать большинство жизненных ситуаций как угрожающие. Очень высокая тревожность является субъективным проявле-нием психологического неблагополучия. Она может быть вызвана невроти-ческим конфликтом, эмоциональными и невротическими срывами, психосо-матическими заболеваниями
Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые, эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Детские страхи, если к ним правильно относиться, пони-мать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родите-лей, незнании ими психических особенностей ребёнка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье.
Актуальность темы исследования состоит в том, что с каждым годом расширяется сеть специализированных учреждений для воспитания детей с недостатками умственного и психического развития без родительского попе-чительства. Экономическая и политическая напряженность в стране, неопре-деленность судьбы выпускников – факторы, определившие в большой мере цели и задачи нашего исследования.
Выявление наличия (отсутствия) тревоги, содержания страхов воспи-танников детского дома и школы-интернатов позволяет решить такие прак-тические задачи, как разработка основных принципов педагогической и пси-хокоррекционной работы в образовательных учреждениях закрытого типа.
При подготовке специалистов психологов, данный материал может быть использован как в рамках общей, так и коррекционной и возрастной психологии.
Проблематика исследования представляется недостаточно изученной в современных условиях, последние исследования, посвященные данной тема-тике, датируются концом 80-х, началом 90 – х годов.
В связи с вышеизложенным были сформулированы предмет, цель, объ-ект, задачи и гипотеза исследования.
Объект исследования – тревожность как свойство личности.
Предмет исследования – особенности тревожности у детей воспитан-ников детского дома.
Цель исследования – изучить специфику тревожности детей – воспи-танников детского дома.
Гипотеза исследования: социальная изоляция негативно влияет на про-цесс развития детей. Тотальные учреждения выступают источником депри-вации воспитанников. Тревога и тревожность являются выражением неудов-летворенности у детей ведущих возрастных потребностей.
Задачи исследования:
1. на основе теоретического изучения психолого-педагогической литературы выявить характеристики тревожности как свойства личности;
2. выявить экспериментально уровень и содержание тревожности детей, воспитанников детского дома;
3. изучить особенности тревожности у детей, воспитанников дет-ского дома;
4. провести анализ, выявленных особенностей.
Методика исследования – психодиагностическое обследование с по-мощью тестирования испытуемых младшего школьного возраста, общее ко-личество испытуемых – 10 человек (по количеству воспитанников), из них 6 девочек и 4 мальчика. Исследование проводилось без специальной аппарату-ры.
Методика исследования включает:
1. Методику «Выбери нужное лицо» Р.Тэмми, М.Дорки и В.Амен (Немов Р. С. Психология. Кн. 3.- М., 1999),
2. Методику Захарова А. И. по диагностике содержания тревож-ности и детских страхов «Красный – черный дом».
В ходе работы были изучены теоретические проблемы исследования тревожности в психологии, особенности тревожности у детей и особенности психоэмоционального состояния детей воспитанников закрытых учрежде-ний. Также экспериментальным путем были изучены особенности тревожно-сти детей воспитанников детского дома.
Научная новизна исследования состоит в изучении известного науке явления на новом экспериментальном материале в новых условиях.
Практическая значимость состоит в подготовке данных для дальней-шей психокоррекционной работы.