Содержание:
1. Этапы развития теории и практики менеджмента 5
2. Школа научного управления 6
3. Административная (классическая) школа менеджмента 7
4. Школа человеческих отношений, ее вклад в развитие менеджмента 8
5. Современные направления и школы менеджмента 9
6. Особенности японского и американского менеджмента 10
7. Функции и задачи менеджмента 12
8. Разработка и принятие управленческих решений 16
9. Моделирование ситуации. Методология и организация процесса разработки и принятия управленческих решений 18
10. Анализ альтернативных действий во внешней среде 20
11. Стратегический менеджмент и стратегическое планирование; понятие, роль и место в управлении 23
12. Общая схема разработки стратегического плана организации 24
13. Миссия фирмы, постановка целей, разработка стратегий. Конкурентное преимущество и методы его достижения 26
15. Методы ценовой и неценовой конкуренции 27
16. Основные законы организации: синергии, самосохранения и развития 28
17. Организационно-правовые формы предприятий и их особенности 30
18. Предпринимательская деятельность хозяйственных товариществ и обществ как коммерческих и некоммерческих организаций. Организация, в форме товарищества, общества, акционерного общества 32
19. Внутренняя и внешняя среда организации; понятие, качественные особенности 34
20. Виды организационных структур управления 36
21. Проектирование организации 40
22. Формирование систем управления на основе системного анализа 41
23. Оперативное управление фирмой. Общая схема 42
24. Мотивация деятельности в менеджменте и стимулирование персонала 44
25. Регулирование и контроль, их значение для управления организацией 49
26. Власть, лидерство, руководство; их роль в управлении организацией 50
27. Природа лидерства, потенциал предпринимательских качеств и закономерности экономического творчества 52
28. Стиль руководства: понятие, виды, эффективность 54
29. Конфликт: понятие, роль, виды, методы управления 57
30. Коммуникации; понятие, роль и место в управлении организацией 59
31. Организационная культура и ее влияние на эффективность менеджмента 60
32. Управление персоналом; понятие, роль, место и особенности 63
33. Оценка эффективности управления персоналом 64
34. Маркетинг: сущность и функции. Социально-этический маркетинг 66
35. Товар в маркетинговой деятельности: требования к товару, его свойства 67
36. Рынок: виды, комплексное исследование товарного рынка. Сегментация рынка 69
37. Формирование спроса и стимулирование сбыта 72
38. Товарная стратегия фирмы 73
39. Реклама: принципы организации и управления. Роль рекламы в формировании спроса 74
40. Стратегия ценообразования и ценовая политика 76
41. Использование экономических, технических и социальных новшеств как возможности получения конкурентного преимущества 79
42. Интеллектуальная собственность. Объекты права интеллектуальной собственности. Объекты прав промышленной собственности 80
43. Инновационная и предпринимательская деятельность как основа гибкости и способности к самообновлению любого производства, отрасли, сферы услуг 82
44. Инновационный менеджмент: понятие, роль и места в управлении организацией 83
45. Инновационный менеджмент и стратегическое планирование 84
46. Государственное финансирование исследований и разработок в новых наукоемких секторах экономики и в области оборонных технологий 86
47. Роль финансово-промышленных групп в формировании предпринимательских кластеров России 87
48. Механизм переноса научных достижений из фундаментальной науки и сферы оборонных технологий наукоемкий сектор экономики через малое предпринимательство 89
49. Стратегический путь развития отечественной экономики и предпринимательства в направлении использования наукоемких технологий 90
50. Управление материальными потоками предприятия 92
51. Финансовый менеджмент: понятие, роль и место в менеджменте организации 93
52. Управленческая диагностика: цели, задачи и методы 94
53. Методы оценки конкурентоспособности инвестиционных проектов 95
54. Портфельные инвестиции, оптимизация портфеля 97
55. Ценные бумаги и задачи управления нематериальными активами. Операции на фондовом рынке 99
56. Управление качеством: понятие, роль и место в управлении opганизацией 100
57. Стандартизация: цели, задачи, методы осуществления 102
58. Сертификация: цели, задачи и методы реализации. Защита прав потребителей 103
59. Задачи и методы антикризисного управления 103
60. Антикризисное управление и антикризисное регулирование 104
61. Государственное регулирование экономики, его цели и средства 106
62. Ж.Б.Сэй и Й.Шумпетер о сущности предпринимательства и предпринимательской деятельности 108
63. Различие экономической и предпринимательской деятельности. Предприниматель и бизнесмен 109
64. Предпринимательство и экономическая деятельность, неопределенность и риск будущих результатов 110
65. Значение предпринимательства для развития и состояния общества 113
66. Крупное, среднее и малое предпринимательство: их особенности и место в национальной экономике 113
67. Малое предпринимательство, малое предприятие и малый бизнес 114
68. Стадии роста предпринимательства. Концепция жизненного цикла организации 116
69. Значение малого предпринимательства и его влияние на экономику через занятость населения; создание новых больших предприятий; демпфирование спада; реакция на конъюнктуру рынка; стимулирование научно-технического прогресса 116
70. Организация внутрифирменного предпринимательства или интрапренерства. Предпринимательская автономия интрапренеров 117
71. Стратегические альянсы предпринимательских фирм 118
72. Предпринимательство и его роль в структурно-технологической перестройке экономики 121
73. Логика развития различных производств, технократический корпоративный менеджмент и инновационный предпринимательский менеджмент 122
74. Интернет как принципиально новая предпринимательская среда и её возможности по поиску информационных партнеров, коммуникаций с поставщиками и потребителями, эффективной маркетинговой деятельности 123
75. Лизинг и франчайзинг в предпринимательстве 124
76. Защита прав потребителей. Сертификация продукции и технологии 126
77. Система государственного лицензирования предпринимательской деятельности 127
78. Свобода экономической деятельности, поддержка конкуренции и контроль конкурентной деловой среды 128
79. Государственный контроль за доминирующим положением хозяйствующих субъектов 130
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы по менеджменту и предпринимательству
Для систематизации этапов развития науки управления первоначально использовался исторический подход с применением хронологического принципа.
Американские ученые Г.Кунц и С.О'Доннел разработали более подробную классификацию подходов. Однако эта работа не дала желаемых результатов.
На протяжении всей истории развития менеджмента ученые и исследователи управленческих проблем предпринимали попытки разработать универсальную классификацию школ менеджмента. Предложенные ими классификации носят, в известной мере, условный характер. Это объясняется тем, что практически невозможно отразить все оттенки различных взглядов и позиций, трудно найти один универсальный принцип, который следует положить в основу классификации.
Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги "Принципы научного управления", в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф.Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ предложенной Ф.Тейлором модели управления показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями.
Именно под воздействием учения Тейлора чуть позже появляются научные работы по менеджменту Френка, Гильберта, Ганита.
Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (адмистративная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервые предоложили новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.
Третий этап развития менеджмента стал называться "неоклассическим", нарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений", развитие которой связано с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. На этом этапе апрбируется социологическая концепция групповых решений.
Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940 - 1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.
Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так, Д.Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "X" - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории "У" - принцип распределения объективности. (Годы развития этой концепции - 1950 - 1960 г.)
Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970 - 1980 гг. Учеными - управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация - это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла просходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: "стратегического менеджмента" И.Ансоффа, "теория властных структур между организациями" Г.Саланчика, "конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов" Портера и т.д.