Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Понятие и состав земельного фонда.
ВВЕДЕНИЕ
Радикальное изменение общественного строя, формирование рыночных отношений привели к необходимости реформирования земельных отношений. Прошло почти десятилетие с начала 90-х гг., когда в нашей стране началась земельная реформа. Перестала быть исключительной государственная собственность на землю. Наряду с публичной (государственной и муниципальной) существует частная собственность на землю. Земля признана недвижимым имуществом. Активно развивается оборот земельных участков. Земельные участки стали предметом купли-продажи, совершения иных сделок.
Принятый в 1991 г. Земельный кодекс РСФСР (ВВС РСФСР. 1991. N 22. Ст.768; САПП РФ. 1993. N 52. Ст.5085.) очень скоро перестал отвечать требованиям стремительно изменявшейся жизни. Встала задача подготовки нового основополагающего законодательного акта, регулирующего земельные отношения. Однако вплоть до настоящего времени такой акт в силу разного рода причин так и не был принят. Сложилась ситуация, когда обширный круг земельных отношений регулировался указами Президента РФ, значительная часть статей Земельного кодекса РСФСР была признана недействующей. Многие проблемы земельного права оставались неразрешенными. В этих условиях стало активно развиваться земельное законодательство субъектов РФ, которое нередко явно расходилось с нормами федерального законодательства. Такая ненормальная ситуация длилась несколько лет.
28 сентября 2001 г. был принят Земельный кодекс Российской Федерации (СЗ РФ. 2001. N 4147.), что является, безусловно, положительным фактом. Кодекс создает правовую базу регулирования земельных отношений на федеральном уровне, что очень важно, учитывая их огромное экономическое, социальное и экологическое значение. На основе ЗК будет развиваться обширное земельное законодательство, поскольку Кодекс предусматривает необходимость принятия целого комплекса федеральных законов.
Земельное законодательство регулирует особую сферу общественных отношений, которые складываются по поводу земли, являющейся одновременно природным объектом и недвижимостью. Земельные отношения представляют собой специфические имущественные отношения. Учитывая эту специфику, ЗК вносит ряд новелл в гражданское, градостроительное законодательство и в некоторые иные отрасли законодательства. Следуя традициям законодательной техники, одновременно с принятием ЗК следовало бы внести изменения в соответствующие законодательные акты, прежде всего в ГК. Этого сделано не было, что привело к коллизии норм ЗК с нормами иных отраслей законодательства.
Прежде всего, следует отметить, что в ЗК особое внимание уделено правовому регулированию охраны земель. Этим вопросам посвящена глава II. Земля в нашей стране охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В связи с этим предусмотрено осуществление взаимосвязанного комплекса мер, которые призваны сохранить наши земли, повысить их плодородие, восстановить их.
Земельное право - весьма сложная отрасль права, а Земельный кодекс РФ - достаточно сложный для уяснения и применения документ. На основе одних только норм ЗК часто нельзя решить реальные жизненные проблемы. Возникает необходимость применять нормы, содержащиеся в иных нормативных правовых актах, причем иногда эти акты не соответствуют нормам ЗК.
В отличие от прежней Конституции, где упоминание о природных ресурсах не связывалось с иными формами собственности, кроме государственной, действующая Конституция допускает возможность частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю и другие природные ресурсы.
В Конституции 1978 г. по вопросу о преобразовании собственности на землю из государственной в иные формы была применена довольно расплывчатая формулировка: природные ресурсы "являются достоянием народов, проживающих на данной территории". Эта формулировка, не выражающая отношения собственности к объекту регулирования, не могла вести к установлению каких-либо правовых последствий.
В качестве конституционного принципа в статье закрепляется отношение к природным ресурсам как к основе жизни и деятельности народов. На нем основано законодательство о защите хозяйственных интересов и образа жизни малочисленных народов Севера, охране места проживания и хозяйственной деятельности этих народов. Этот принцип особо важен для защиты населения, теснимого развитием промышленных и добывающих отраслей, загрязняющих территорию и препятствующих использованию природных ресурсов традиционным способом. Ценность формулировки, подчеркивающей отношение к природным ресурсам как к основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, состоит в том, что при введении платности за пользование природными ресурсами население, проживающее на этих территориях, получило право на часть этой платы.
С принятием законодательства об охране окружающей природной среды новый смысл приобрел принцип охраны природных ресурсов, предусматривающий использование природных ресурсов с соблюдением всех установленных экологическим законодательством норм охраны окружающей среды, неразрывность использования и охраны природных ресурсов.
Часть 2 статьи впервые закрепляет возможность существования многообразных форм собственности в отношении природных ресурсов.
Ранее допускалось право частной собственности лишь в отношении земли - одного вида природного ресурса, но при этом в законодательстве были установлены значительные ограничения и оговорки, практически не позволявшие реализовать право частной собственности на землю. Статья 9, действуя в совокупности со ст. 36 Конституции, не только провозглашает это право, но и гарантирует его и защищает. Действующее законодательство предусматривает удостоверение права собственности соответствующими документами, обязательное нотариальное удостоверение сделок с землей и затем государственную регистрацию.
Конституция фиксирует право государственной собственности на землю. Это особенно важно при применении законодательства о федеральных землях и землях, являющихся собственностью субъектов Федерации. Их правовое положение уже частично урегулировано такими правовыми актами, как Указ Президента о федеральных фондах природных ресурсов <8>, который должен быть затем принят в виде закона.
В особую категорию выделяются природные ресурсы, являющиеся собственностью муниципальных органов, которые вправе сами распоряжаться ими, использовать их, передавать в собственность, пользование и аренду другим субъектам. При этом субъектом права собственности на природные ресурсы могут выступать как сам орган управления, так и от его имени граждане и юридические лица, в чье владение, пользование или аренду передан природный ресурс.
Следует, однако, отметить, что ряд субъектов Федерации не приняли положения об установлении частной собственности на землю и другие природные ресурсы на своей территории. Так, в Москве земля предоставляется не в собственность, а только в пользование и аренду, что не позволяет, следовательно, устанавливать муниципальную собственность на природные ресурсы на территории Москвы и тем более передавать землю в частную собственность. С уточнением статуса федеральной собственности на природные ресурсы будет, по-видимому, уточнен и статус природных ресурсов в собственности субъектов Федерации.
Впервые введенное в законодательство понятие "иные формы собственности на природные ресурсы" требует дальнейшей регламентации и толкования. Можно только предположить, что этим не исчерпывается возможность возникновения иных форм собственности либо восстановления прежде закрепленных в ряде законодательных актов форм коллективной собственности.
Осторожность формулировок законодателя о земле и иных природных ресурсах вполне объяснима. Вопрос о частной собственности на землю остается дискуссионным в нашем обществе, хотя и нашел поддержку у значительной его части. Иное отношение к установлению права собственности, и прежде всего частной собственности, на леса, воды, недра и иные природные объекты. Здесь в общественном мнении пока нет определенной позиции. Традиции и правовая наука связывают использование этих ресурсов с государственной собственностью как наиболее полно учитывающей интересы общества, которое пока не созрело до идеи передачи их в частную собственность.
Конституция Российской Федерации провозгласила право на благоприятную окружающую среду: «Каждый человек имеет право на экологически безопасную для жизни и здоровья окружающую среду...».
Включение такой статьи в Высший закон общества и государства было весьма прогрессивным шагом со стороны законодателя, ибо даже на международном уровне это право долгое время не находило прямого признания. Так, Стокгольмская Декларация об окружающей человека среде 1972 года ограничивалась следующей формулировкой: «Человек имеет основное право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений». Не внесла полной ясности в данный вопрос и Декларация, принятая в Рио-де-Жанейро в 1992 году - она лишь закрепила право на «здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой».
Тем не менее, право человека на безопасную (здоровую) окружающую среду объективно относится к числу его фундаментальных прав. Естественный характер данного права, данной потребности человека долгое время не требовал никакой правовой регламентации, поскольку удовлетворялась она естественным образом.
Однако превращение более двух третей экосистем планеты в искусственные или полу искусственные подвергает человека неблагоприятному, а в ряде случаев даже опасному воздействию окружающей его природной среды. Это обуславливает необходимость социальной защиты человека, в том числе путем законодательного закрепления его права на безопасную окружающую среду, и главное, создания механизма реализации этого права.
Одним из компонентов окружающей природной среды является земля. В жизни каждого человека и общества в целом земля играет важную экологическую, экономическую и политическую роль.
Земля является особым природным объектом, имеющим жизненно важное значение, особенно для традиционно аграрной страны, коей является Россия. Более детально особенности земли как объекта охраны и правового регулирования будут даны ниже. В данной работе будут анализированы аспекты понятия и состава земельного фонда Российской Федерации, охраны и использования земель.
В отличие от прежней Конституции, где упоминание о природных ресурсах не связывалось с иными формами собственности, кроме государственной, действующая Конституция допускает возможность частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю и другие природные ресурсы.
В Конституции 1978 г. по вопросу о преобразовании собственности на землю из государственной в иные формы была применена довольно расплывчатая формулировка: природные ресурсы "являются достоянием народов, проживающих на данной территории". Эта формулировка, не выражающая отношения собственности к объекту регулирования, не могла вести к установлению каких-либо правовых последствий.
В качестве конституционного принципа в статье закрепляется отношение к природным ресурсам как к основе жизни и деятельности народов. На нем основано законодательство о защите хозяйственных интересов и образа жизни малочисленных народов Севера, охране места проживания и хозяйственной деятельности этих народов. Этот принцип особо важен для защиты населения, теснимого развитием промышленных и добывающих отраслей, загрязняющих территорию и препятствующих использованию природных ресурсов традиционным способом. Ценность формулировки, подчеркивающей отношение к природным ресурсам как к основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, состоит в том, что при введении платности за пользование природными ресурсами население, проживающее на этих территориях, получило право на часть этой платы.
С принятием законодательства об охране окружающей природной среды новый смысл приобрел принцип охраны природных ресурсов, предусматривающий использование природных ресурсов с соблюдением всех установленных экологическим законодательством норм охраны окружающей среды, неразрывность использования и охраны природных ресурсов.
Часть 2 статьи впервые закрепляет возможность существования многообразных форм собственности в отношении природных ресурсов.
Ранее допускалось право частной собственности лишь в отношении земли - одного вида природного ресурса, но при этом в законодательстве были установлены значительные ограничения и оговорки, практически не позволявшие реализовать право частной собственности на землю. Статья 9, действуя в совокупности со ст. 36 Конституции, не только провозглашает это право, но и гарантирует его и защищает. Действующее законодательство предусматривает удостоверение права собственности соответствующими документами, обязательное нотариальное удостоверение сделок с землей и затем государственную регистрацию.
Конституционное закрепление права на безопасную окружающую среду должно было стимулировать экологическую деятельность государства и в области охраны земель. Ведь такое право не только устанавливает вид и объем возможного поведения самого обладателя данного права, но и предполагает возможность требовать соответствующего поведения от других физических и юридических лиц, а также прибегать в необходимых случаях к помощи государства в обеспечении соответствующего права.