Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Представление о дьяволе в немецком и испанском обществе нового времени по произведениям: И.В.Гёте "Фауст" и Велес де Гевара "Хромой бес"
Введение
Дьявол (от греч. клеветник, обольститель). Под этим именем разумеются падшие духи, иначе называемые злыми, или духами злобы (Лк. 8:2; Еф. 6:12; Деян. 19:13-15), нечистыми (Мф. 12:43-45), бесами (Мф. 12:24-28; Мк. 16:17), духами беcoвскими (Откр. 16:13-14), падшими ангелами (2 Петр. 2:4; Иуд. 1:6). Глава их называется Всельзевулом (Лук. 11:15), Велиаром (2 Кор. 6:15), князем мира сего (Ин. 12:31), князем, господствующим в воздухе (Еф. 2:2), князем беcoвским.
Название "Диавол" и "сатана" прилагается иногда и к людям, для обозначения злых качеств их души. Все враждебное истине и добру признается делом дьявола; ему приписывалась вся языческая мифология, отчасти даже - филоcoфия. Ереси, смущавшие мир Церкви, объяснялись влиянием духа злобы, но церковное учение никогда не допускало мысли, чтобы дьявол может принуждать человека ко злу без coбственного его coизволения. Настоящее coстояние злых духов признается, по церковному учению, неизменным и окончательным. Только Ориген и вслед за ним весьма немногие в противоположность общему мнению, допускали для злых духов возможность обращения и прощения.
В средневековье дьявол — символ неупорядоченного хаоса, безотчетного страха. XVI — XVII в.в.- дьявол вновь напоминает люциферовский принцип "светоносца". Это смеющийся дьявол, который вечно борется с Богом, но борьба эта происходит в душе самого человека.
Дьявол — вечный противник Бога — является его антитезой. Всякое движение возникает из столкновения противоположных принципов, божественное добро не могло бы войти в coзнание человека без противостоящего ему начала дьявола.
Дьявол — принцип разрушения, что символизирует представление о конечности времени. Другой аспект дьявола — в стремлении материи бесконечно возобновляться в разнообразных формах. Природа, постоянно порождающая себя в каждом из своих видов, включая человека, — воплощение непристойности в христианском учении.
Понятие демонизма в религиозном значении существенно отличается от понятия демонизма как литературного явления. В литературном аспекте дьявол выступает в контексте знаковой системы как символ, метафора, отражающий представления о нем индивида (автора произведения), целого поколения или даже народа.
Исходя из сказанного тема нашей работы «Представление о дьяволе в немецком и испанском обществе нового времени по произведениям: И.В.Гёте "Фауст" и Велеса де Гевары "Хромой бес» звучит актуально.
Объектом исследования в данной работе является образ дьявола в литературе, как отражение представлений о нем в обществе.
Предметом особенности представлений о дьяволе в испанском и немецком обществе и их отражение в романах Велеса де Гевары «Хромой бес»
Целью нашей работы является изучение представлений о дьяволе в немецком и испанском обществе нового времени на материале указанных произведений.
Исходя из поставленной цели, в работе следует решить следующие задачи:
1) описать критические исследования по проблеме демонизма в литературе;
2) дать определение демонизму как литературному явлению;
3) проанализировать образы дьявола в романах В.Гёте "Фауст" и Велеса де Гевары "Хромой бес» и описать их особенности в свете литературной традиции времени написания романов.
Материалом исследования послужили романы В.Гёте "Фауст" и Велеса де Гевара "Хромой бес», анализ которых проводился в соответствии с целями работы.
Научная новизна и теоретическая значимость данной работы состоит в систематизации уже существующего опыта анализа романистики Гете и Велеса де Гевара в аспекте отражения демонизма в литературе.
Практическая значимость проведенного исследования определяется необходимостью изучения идейного потенциала романов в свете представлений о дьяволе и его реализации в художественном тексте.
Методика исследования является комплексной и предполагает использование приемов наблюдения, а также компонентного, контекстологического, анализа. Определение специфики образов дьявола в работе проводилось на основе использования различных точек зрения на тему представлений о дьяволе в литературе.