Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Опыт как фактор влияющий на процессы принятия управленческих решений
Введение
Деятельность любой организации состоит из двух неразделимых процессов: процесса управления, который заключается в реализации функций планирования, организации деятельности, мотивации, контроля, и управляемого процесса, который состоит из множества взаимосвязанных операций, направленных на достижение целей организации
Актуальность изучаемого нами вопроса очевидна. Принятие управленческих решений – процесс очень сложный, требующий, кроме опыта и квалификации руководителя, еще и учета и анализа большого количества разнообразных факторов производственного, финансового, маркетингового и др. характера.
Под опытом понимается то, что человек выполнил определенную деятельность, "прошел через нее", и его психика в результате этого зафиксировала все то, что было связано с этой деятельностью. Отсутствие опыта работы может послужить причиной для отказа претенденту в получении работы.
Процесс принятия управленческих решений находится под влиянием большого числа факторов, которые можно разделить на две большие группы: личностные (субъективные) и ситуационные (объективные) факторы. Личностные факторы условно разделяют на три уровня: психические процессы, психические состояния и психические свойства (общие и индивидуальные). В структуре индивидуальных свойств можно выделить два фактора, играющих специфическую роль именно в процессах принятия решений, — система предпочтений и уровень притязаний личности. К числу ситуационных относятся факторы внешней и внутренней среды организации, которые выступают в роли ограничений, переменных (параметров) или возмущающих воздействий, влияющих на принятие управленческих решений.
Целью управляемого процесса может быть производство требуемого количества товаров, а цель управления будет состоять в том, чтобы требуемый объем производства достигнуть наиболее эффективно. Конечная цель некоторой операции или деятельности организации вообще состоит в достижении требуемого результата, а цель управления заключается в том, чтобы этот результат достигался с максимальной или достаточно высокой эффективностью. Различие между ними объясняется тем, что в общем случае для формулировки цели операции и цели управления используются разные показатели. Например, цель операции может формулироваться как обеспечение максимального дохода, а цель управления — как обеспечение максимального ожидаемого дохода или максимальной вероятности того, что величина дохода будет не меньше, чем требуемое значение.
В реальных ситуациях многие действия руководителя позволяют достигнуть желаемого результата операции. Однако прежде, чем совершить некоторое действие, руководитель должен принять управленческое решение, т.е. решить — какую цель он преследует и что необходимо сделать для ее достижения. Иначе говоря, руководитель должен выбрать цель управления и определить значения управляемых переменных, которые обеспечивают достижение этой цели. Именно в этом и заключается сущность процесса принятия управленческих решений. Таким образом, выбор цели управления и выбор значений управляемых факторов всегда предшествуют управляющим воздействиям, т.е. конкретным практическим действиям руководителя. В отличие от них управленческие решения — это некоторый образ или модель желаемых результатов будущих действий. Решения возникают в сознании руководителя и как только начинают выполняться, они становятся управляющими воздействиями. Таким образом, управляющие воздействия суть реализация управленческих решений. Если вспомнить, что решение как процесс и решение как результат — это выбор альтернативы, то можно дать следующее определение.
Управленческое решение - это выбор цели управления и значений управляемых факторов, обеспечивающих достижение этой цели.
Управленческие решения характеризуются высокой сложностью и чрезвычайно широким разнообразием типов. Выделяют несколько типов решений: запрограммированные решения – принимаются с помощью стандартных процедур и правил; незапрограммированные решения – требуют разработки новых процедур или правил принятия решений; интуитивные решения – основаны на чувствах и ощущении человеком того, что эти решения правильные; логические решения - принимаются на основе знаний, опыта и логических суждений; рациональные решения - принимаются на основе объективного анализа проблемных ситуаций с использованием научных методов и компьютерных технологий; допустимые решения - удовлетворяют всем объективным ограничениям и могут быть реализованы на практике; недопустимые решения - нереалистичные решения, которые не удовлетворяют одному или нескольким ограничениям; неразумные решения - решения, не приводящие к достижению цели управления; удовлетвори тельные решения - решения, приводящие к достижению цели управления; оптимальные решения - решения, обеспечивающие максимальную степень достижения цели управления организацией.
Выделяют массу факторов, которые могут влиять на процесс принятия управленческих решений. Для большей наглядности и понятности мы разделим их на несколько групп. К внешним факторам относятся следующие группы:
1. Личностные факторы. К ним относятся психические процессы, психические состояния и психические свойства(система предпочтений, уровень притязаний личности, бодрость, усталость, утомление, психическое пресыщение, информационная перегрузка, апатия, депрессия, эйфория, отчуждение, скука, стресс, фрустрация, тревога, истощение и многие другие).
2. Ситуационные факторы - факторы внешней и внутренней среды организации, которые влияют на разработку, оценивание, выбор и реализацию альтернатив. Во внешней средевыделяют две составляющие, влияющие на принятие управленческих решений: макроокруение и непосредственное окружение (или деловая среда) организации.
3. Экономические условия - общий уровень развития экономики, рыночных отношений и конкуренции.(политика, право). Изменение экономических условий влияет на уровень жизни населения, платежеспособность потребителей, колебания спроса, уровень цен, инвестиционную политику и, как следствие, на прибыльность и успешность организаций.
4. Социокулыпурные факторы - это социальные явления и процессы, происходящие в обществе и влияющие на деятельность организаций. К этой группе факторов относятся социальная структура общества, демографические характеристики (например, уровень рождаемости, средняя продолжительность жизни и темпы роста населения, миграция, общий уровень образования и культуры), а также общественные традиции, ценности, моральные нормы, стиль жизни, привычки, отношение к труду, предпочтения и психология потребителей.
5. Природно-географические факторы - климатические условия, запасы природных ресурсов, экологическая обстановка, катастрофические явления природы. Влияние этих факторов нельзя недооценивать. Они играют значительную роль в процессах принятия решений о размещении предприятий, технологиях производства, качестве продукции, способах доставки товаров. Решение этих и других проблем связано с большими затратами ресурсов и поэтому требует тщательного анализа природных условий, в которых осуществляется деятельность организации.
6. Потребители продукции и услуг. В этой роли могут выступать торговые фирмы, фирмы — производители, официальные дистрибьюторы, магазины, торговые агенты, частные покупатели и клиенты. Кроме непосредственных покупателей в эту группу можно включить общества потребителей, экологической защиты и другие организации, влияющие на качество и объем производимых товаров или услуг.
7. Конкуренция влияет на принятие важнейших решений о выборе стратегии фирмы, целевых рыночных сегментах, разработке новых товаров, их позиционировании на рынке, ценообразовании, внедрении новых технологий, капитальных вложениях, выработке конкурентной стратегии и множества других.
К внутренним факторам можно отнести и факторы, сложившиеся внутри организации.
1. Цели организации. Цель — это мысленное предвосхищение в сознании руководителя желаемого результата будущих действий.
2. Структура организации — это совокупность наиболее устойчивых связей, обеспечивающих функционирование и развитие организации как социальной системы.
3. Организационная культура представляет собой один из важнейших компонентов организации, основу ее жизненного потенциала, систему общих ценностей, мнений, правил и норм поведения в организации.
4. Организационные процессы можно условно разделить на две группы — функциональные процессы и процессы управления. Функциональные процессы — это совокупность взаимосвязанных операций, направленных на достижение целей организации. Среди функций управления обычно выделяют такие, как планирование, организация, мотивация и контроль.
5. Ресурсы организации. Деятельность любой организации можно представить как процесс получения ресурсов из внешней среды, их переработки и преобразования в продукцию или услуги, которые «передаются» обратно во внешнюю среду. Ресурсы, поступая из внешней среды, становятся важнейшей частью внутренней среды организации и представляют, собой ключевой фактор, влияющий на ее эффективность.
Выделяют так же и неопределенные факторы, влияющие на процесс принятия решений. Одна из наиболее характерных особенностей процесса принятия управленческих решений заключается в том, что он происходит под влиянием неопределенных факторов. Как отмечалось выше, к ним относятся такие факторы, или переменные, значения которых неизвестны или известны не полностью. Если на процесс принятия решений влияют неопределенные факторы, то говорят о принятии решений в условиях неопределенности. В общем случае неопределенность в процессе принятия решений следует понимать как наличие нескольких возможных исходов альтернатив. Если каждая альтернатива приводит только к одному возможному исходу, то говорят о принятии решений в условиях определенности.
Неопределенность служит причиной риска в принятии решений. В настоящее время существует много определений понятия «риск». В частности, под риском понимают «действие, направленное на привлекательную цель, достижение которой сопряжено с элементом опасности, угрозой потери или неуспеха». Кроме того, можно встретить определения, в которых риск трактуется как отклонение от желаемого результата, непредсказуемость результатов или просто возможность потерь. Однако в этих определениях внимание обращается только на то, что риск так или иначе связан с какими-либо неблагоприятными исходами альтернатив, потерями, угрозами, опасностями и т.п., но не отмечается, что риск является характеристикой неопределенности.
Мы рассматриваем классификацию неопределенных факторов по двум признакам — источнику и природе неопределенности.
Выделяют случайные факторы, к которым относят такие неопределенные факторы, которые при массовом появлении обладают свойством статистической устойчивости и описываются определенным законом распределения вероятности.
Процесс разработки и принятия управленческих решений, являясь одним из связующих процессов, пронизывает всю управленческую деятельность. Поэтому эффективность управления во многом зависит от его качества.
Таким образом, целью нашей работы стало изучение вопроса об опыте как факторе влияющем на процессы принятия управленческих решений.
Объектом нашей работы стал опыт как фактор влияющий на процесс принятия управленческих решений.
Предметом исследования является психолого-педагогическая, методическая и литература по менеджменту, раскрывающая вопрос о принятии управленческих решений и о роли опыта в этом процессе.
Мы строили свое исследование на предположении о том, что существует масса факторов, оказывающих влияние на процесс принятия управленческих решений. Опыт является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на данный процесс.
В соответствии с целью и гипотезой мы определили задачи нашей работы:
-проанализировать научную психолого – педагогическую, методическую, литературу по менеджменту по изучаемому нами вопросу;
- определить общие понятия опыта и управленческих решений;
- выявить факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений и определить место опыта в данном процессе;
- изучить проблемы и роль процессов разработки и принятия управленческих решений в организациях на примере подобранных статей; выяснить, каким образом опыт играет роль на принятие управленческих решений.
В своей работе мы опирались на труды таких ученых менеджеров, педагогов, как Батищев Д. И., Исаев С. А., Юкаева В.С., Скотт П. и др.