Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Самоактуализация как фактор удовлетворенности профессией педагогов
Введение
В современном мире процесс самоактуализации личности обусловлен происходящими в обществе процессами гуманизации, гуманитаризации, демократизации и др.
Процесс самоактуализации для современного человека является актуальным, поскольку он востребован обществом и самой личностью, которая получает удовлетворение от необходимости «себя» для других людей.
В современном образовании, в педагогической науке и особенно практике, психологи и педагоги часто обращаются к процессу самоактуализации, который, в свою очередь, вызывает немало противоречий, споров, различных точек зрения, особенно по вопросу воплощения этого процесса в реальной практике образования. В этом и состоит, на наш взгляд, большая популярность, актуальность, казалось бы, подробно изученной проблемы процесса самоактуализации личности. Чем подробнее мы изучаем процесс самоактуализации личности, тем больше перед нами раскрывается граней, возможностей, компонентов, критериев этого процесса.
Целесообразным для нас является рассмотрение вопроса о самоактуализации личности через его исследование в следующих направлениях:
– с позиций содержания понятия процесса самоактуализация участников образовательного взаимодействия;
– с точки зрения выделения и обоснования основных компонентов самоактуализации педагога в целях конкретизации, уточнения и возможностей измерения этого процесса.
Проблема самоактуализации подробно изучалась американскими психологами гуманистического направления, такими как А. Маслоу, К. Роджерс и др.
Различные аспекты становления самоактуализирующейся личности в целом, и в частности личности подростка, будущего учителя и педагога, исследовались российскими учеными-философами (Л.И. Антропова, Л.П. Буева, И А. Винтин, Л.Н. Коган, В.И. Муляр, М.А. Недашковская, А.А. Цыренова, А.В. Шинкин и др.); учеными-психологами (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анциферова, Б.Д. Парыгин, С.Л. Рубинштейн и др.); в педагогике (Б.И. Горячева, И.Л. Зимняя, Л.Н. Ожигова, Т.В. Перевалова, Б.В. Рыкова, В.А. Сластенин, и др.).
Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса в теории и реализацией его в практике образования, особенно в аспекте проблемы самоактуализации как фактора удовлетворенностью профессий педагогов.
Это обусловило выбор темы исследования: «Самоактуализация как фактор удовлетворенностью профессий педагогов»
Целью нашей работы стало изучение вопроса о самоактуализации педагога, как фактора удовлетворенностью своей профессией.
Объект исследования: процесс самоактуализации педагогов в условиях образовательной школы.
Предмет исследования: самоактуализация как фактор удовлетворенностью профессий педагогов.
Выбор цели, объекта и предмета исследования обусловил постановку следующих задач:
1) Дать теоретическое обоснование вопроса самоактуализации педагога как фактор неудовлетворенностью профессий;
2) Определить сущность личностно-ориентированного подхода к определению сущности самоактуализации как фактора неудовлетворенности профессией работников общеобразовательных учреждений;
3) Осуществить диагностическое исследование самоактуализации как фактора неудовлетворенности профессией работников общеобразовательных учреждений.
Анализ философской и психолого-педагогической литературы, определение цели, объекта и предмета исследования позволили сформулировать следующую гипотезу: под процессом самоактуализации участников образовательного взаимодействия, в нашем случае педагогов, нами понимается динамичный, взаимосвязанный, взаимообусловленный и синхронный процесс раскрытия личностного потенциала педагога, реализации личностно-профессионального роста и повышения психолого-педагогической компетентности. В настоящее время для работы педагогов и учителей в школах, ВУЗах и других образовательных учреждениях не созданы комфортные условия для того, чтобы работа педагогам приносила полное удовлетворение. Процесс самоактуализации педагогов будет более эффективным при соблюдении и создании педагогических условий, при которых работа педагога будет приносить ему максимальной удовлетворение по всем параметрам – материальным, эмоциональным, интеллектуальным и др.
Методологической основой исследования являются фундаментальные положения экзистенциальной философии (Д. Дьюи, Ж. Сартр и др.); идеи синергетики (В.А. Игнатова, И. Р. Пригожий и др.); психологическая теория самоактуализации личности (А. Маслоу); психолого-педагогическая теория личностного роста (К. Роджерс); современные подходы к организации гуманистически-ориентированной воспитательной системы (А.В. Гаврилин, Л.И. Новикова и др. Исследование опирается на идеи личностно-ориентированного образования, представленные в трудах С.Л. Братченко, Э.Н. Гусинского, А.С. Косоговой, Н.А. Переломовой, О.Л. Подлиняева, Н.Л. Федотовой и др.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
Методы исследования. Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами был использован комплекс исследовательских методик:
1) методы сравнительно-сопоставляющего анализа: анализ философской, психолого-педагогической, социологической литературы;
2) методы практического исследования: анализ, изучение и обобщение педагогического опыта, статистический анализ;
3) методы диагностического исследования, апробированные в психолого-педагогической практике: методика «САМОАЛ» Э. Шострома, диагностика уровня эмоционального выгорания Бойко В.В., тест «Удовлетворенность работой» Никифоров Г.С, а так же, беседы, изучение документации, характеристик;
Базой исследования являлась средняя общеобразовательная школа №…, г. Москвы
Организация и этапы исследования. Экспериментальная работа выполнялась в течение 2005 г.
Первый этап – поисково-теоретический. Теоретическое и практическое знакомство с проблемой исследования, изучение степени разработанности проблемы. Разработка общей концепции исследования на основе анализа философской, социологической и психолого-педагогической литературы. На этом этапе определены методологические подходы к созданию педагогических условий самоактуализации педагогов в воспитательной системе школы.
Второй этап – экспериментальный. В ходе констирующего эксперимента по выявлению уровня самоактуализации, эмоционального выгорания и удовлетворенности работой педагогов, проводилась проверка гипотезы исследования; сделано описание самоактуализирующейся личности педагога.
Третий этап – обобщающий. Анализ и обобщение результатов исследования, уточнение теоретических положений, интерпретация результатов, полученных на первом и втором этапах работы; систематизация, обработка и анализ экспериментального исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем: впервые в нашем городе проводилось исследование самоактуализации педагогов на основе подобранных методов диагностики, а так же определена сущность основных категорий в контексте исследования; выявлены особенности процесса самоактуализации педагогов.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: на основе анализа подобранной психолого-педагогической, философской научной литературы мы уточнили содержание понятий: «самоактуализация», «самоактуализация педагога», определили особенности самоактуализации педагога, исследовали процесс самоактуализации на примере теории А. Маслоу.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами были подобраны методики по выявлению уровня эмоционального выгорания, самоактуализации и были получены результаты, которые могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ, лицеев и гимназий.
Достоверность и обоснованность результатов и выводов обеспечивается общим методологическим подходом к разработке теоретической концепции исследования; разнообразием методов и методик, соответствующих предмету и задачам исследования; положительными результатами экспериментальной работы, подтвержденными методами статистической обработкой полученных данных.