Помощь в написании студенческих учебных работ

Мировоззренческие основы авангардизма

  • Номер работы:
    19605
  • Раздел:
  • Год сдачи:
    29.08.2005 г.
  • Количество страниц:
    72 стр.
  • Содержание:
    Содержание

    Введение 3
    Глава 1. Идеи постклассической философии и их влияние на культуру
    ХХ столетия 13
    Глава 2. Отличительные черты авангардизма как нового художественного
    мышления 41
    Глава 3. Аксиологический подход к художественной культуре
    авангардизма 53
    Заключение 63
    Список литературы 72
  • Выдержка из работы:
    Некоторые тезисы из работы по теме Мировоззренческие основы авангардизма
    Введение

    История авангарда сложна. Как пишет В.С. Турчин в своей известной работе «По лабиринтам авангарда» «… пестрое созвездие школ, групп, направлений и течений, вспыхивающих в художественных столицах мира, ошеломляет каскадом фантастических красок, фрагментами пластических формул, гротесковой остротой образов. Каждое проявление авангарда выступает в богатой оправе эстетических, политических и социальных доктрин» .
    Конец ХIХ – начало ХХ века - время бурных социальных процессов, ускорения темпов жизни, разрушения монолитных систем в науке и культуре, возникновения различных направлений, течений в политике, экономике, социологии и р.д. «Настоящей революцией» назвал известный немецкий философ Г. Гадамер то, что произошло с искусством на рубеже XIX-ХХ веков ; искусство стало вызовом классической традиции и побуждало к поискам новых путей в творчестве.
    Чтобы понять искусство авангарда, нужно понять его философско-эстетические корни. В начале XX века получили распространение новые философско-эстетические направления, каждая из новых школ предлагала свои пути интеллектуального подхода к искусству. Так возникли школы интуитивизма, фрейдизма, экзистенциализма и другие направления. Однако за всем многообразием эстетических направлений просматривались общие тенденции. Это - отказ от разумного, от рассудочного восприятия явлений действительности и абсолютизирование области чувственного, бессознательного познания, стремление доказать, что только художественное творчество может быть абсолютной свободой. «Художника не подгоняет никакая обязанность, на нем не лежит никакая ответственность. Для этого ему открыто безграничное царство возможного, которое не связано никакими реальными условиями» .
    Явления, возникшие при смене одной эпохи другой, одного направления в искусстве другим, новаторские, «взрывающие» традицию, получили название авангардизма. Как считают западные литературоведы – немецкий философ и социолог Т. Адорно, известный славист Р. Нойхаузер, слова «авангард», «авангардный» подходят для обозначения всевозможных новаторских явлений – и в художественной практике, и в эстетических концепциях.
    Понятие авангарда этимологически восходит к военной лексике: «avant – garde» в переводе с французского означает «передовой отряд». Таким образом, авангард - это далеко оторвавшийся от основных сил отряд искусства, пролагающий новые пути идущим вслед. Подобный «прорыв» вперед, в отрыв от многих классических традиций, был совершен в XX веке в 10 - 30-е годы на всех фронтах искусства и во всех национальных культурах. Театр, архитектура, живопись, танец, музыка испытали в обозначенный период мощный приток новых идей, образов, ритмов, которые последовательно и постепенно адаптировались на протяжении последующих десятилетий европейским искусством.
    Наряду с понятием «авангардизм» зачастую употребляются такой термин, как «модернизм» и, в синонимическом перечислении, - символизм, футуризм и т.д. Определенная сложность с терминологией этого сложного и неоднозначного культурного явления требует необходимых пояснений.
    Чаще всего употребляются в качестве синонимов термины «авангард и авангардизм». Представляется, что первичность понятия «авангард» не должна вызывать сомнений. Тем не менее в «Советском энциклопедическом словаре» можно прочесть следующее: «Авангардизм - движение в художественной культуре ХХ века, порывающее с существующими нормами и традициями, превращающее новизну выразительных средств в самоцель» .
    Р. Нойхаузер однозначно разграничил два этих близких понятия, указав на факт наличия авангардных явлений в искусстве различных эпох. Так, радикально новым было в XIX веке явление романтизма; в конце того же столетия авангардизм снова актуализируется в виде «декаданса». «Новое течение, - пишет Р. Нойхаузер, - в литературе 80-х и 90-х годов выполняло функцию любого авангарда - разрушение старых, прочно установленных норм, как литературных, так и общественных. Из сказанного следует, что по отношению ко всем указанным … течениям имеются все основания говорить об авангардных течениях» . Таким образом, авангардизм - это проявление сознательно новаторских тенденций в искусстве разных эпох. Авангард же - форма художественной реализации этих тенденций в культуре начала XX века.
    «Модернизм» восходит к слову «modern» - «новый». Первым теоретически и художественно оформленным воплощением модернизма стал символизм. Авангард пошел по пути обновления и осмысления эстетической и аксиологической системы искусства дальше; он стал следующим этапом обновления.
    Можно полагать, что авангард и символизм - два равноправных течения в рамках единого направления - модернизма. У них имеются существенные совпадения мировоззренческих предпосылок, а также близкие художественные принципы. При этом, символизм и авангард серьезно различались в способе разрешения одних и тех же творческих проблем.
    Модернистский взгляд на культуру начал сформироваться во второй половине ХIХ века в противостоянии с позитивизмом, социологизмом, классическим искусством и естественно-материалистической установкой . Нагляднее всего это противостояние обнаружилось в сфере искусства, на формирование которой решающее влияние оказала философия Артура Шопенгауэра, воспринятая многими европейскими художниками и тем самым ставшая основополагающей в конституировании модернистских концепций художественного творчества.
    Преемником многих идей Шопенгауэра, а впоследствии и их критиком был Фридрих Ницше, чья философия оказала большое влияние на теории искусства и художественную практику ХХ столетия.
    Философия Ф. Ницше оказывала не только консолидирующее, но порой и «разъединяющее» воздействие на интеллектуалов, принадлежащих к различным «культурным» поколениям. К началу XX века философ получил устойчивую репутацию гениального эстета, имморалиста, разрушителя эстетических идеалов. Именно такой образ Ф. Ницше сложился в английском дендизме, французском символизме и русском классическом идеализме.
    Философия Ф. Ницше - и, в частности, его эстетика - определила то поле, на котором разворачивались художественные баталии начала (и не только) ХХ столетия.
    Разработанность проблемы в отечественной литературе. Первый бум популярности творчества Ф. Ницше в России пришелся на начало XX столетия. Количество дискуссий вокруг идей философа, а также переводов его работ и переписки, возрастало стремительно. К концу первой декады XX века насчитывалось более ста статей и монографий на русском языке, проникнутых как pro-ницшеанским, так и contra-ницшеанским пафосом. Было издано около ста переводов его прозаических, стихотворных текстов и произведений эпистолярного жанра . Способ прочтения Ф. Ницше отечественными критиками сформировался, главным образом, в результате интерпретации его творчества такими мыслителями, как В. Преображенский, В. Иванов, Вл. Соловьев, Е. Трубецкой, С. Франк, Л. Шестов. Отношение к философу складывалось и посредством популяризации его взглядов через поэтические циклы (Н. Минский, З. Гиппиус, В. Маяковский), пьесы (М. Горький, А. Луначарский), романы и рассказы Ф. Ницшеанского толка (Д. Мережковский, П. Боборыкин) . Особую известность в эти годы получили оценки философии Ф. Ницше, высказанные в работах В. Преображенского, Н. Михайловского, Вл. Соловьева, Н. Федорова, Л. Лопатина, Н. Грота, В. Чуйко, А. Волынского, Д. Цертелева. На исходе XIX века были изданы первые переводы на русский язык популярных зарубежных исследований по философии Ф. Ницше: монографии Лу Андреаса Саломе (1896), Ф. Риля (1897), Л. Штейна (1888), Г. Зиммеля (1899), А. Лихтенберже (1899) .
Скачать демо-версию работы

Не подходит? Мы можем сделать для Вас эксклюзивную работу без плагиата, под ключ, с гарантией сдачи. Узнать цену!

Дипломная работа - авторская работа, НЕ из бесплатных источников, разработана одним из наших специалистов.
Телефон для срочного заказа: +7(917)7210655.
Если Вам необходимо написать по этой теме - "Мировоззренческие основы авангардизма" ... или любой другой - эксклюзивную работу: заполните бланк с требованиями к работе.
Помимо стандартного набора услуг наши специалисты помогут написать отчеты по практике и очень сложные дипломные работы.
Copyright © «Росдиплом»
Сопровождение и консультации студентов по вопросам обучения.
Политика конфиденциальности.
Контакты

  • Методы оплаты VISA
  • Методы оплаты MasterCard
  • Методы оплаты WebMoney
  • Методы оплаты Qiwi
  • Методы оплаты Яндекс.Деньги
  • Методы оплаты Сбербанк
  • Методы оплаты Альфа-Банк
  • Методы оплаты ВТБ24
  • Методы оплаты Промсвязьбанк
  • Методы оплаты Русский Стандарт
Наши эксперты предоставляют услугу по консультации, сбору, редактированию и структурированию информации заданной тематики в соответствии с требуемым структурным планом. Результат оказанной услуги не является готовым научным трудом, тем не менее может послужить источником для его написания.