Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Крестоносное движение и папство в Европе 11 - 13вв
Введение
Крестовые походы имеют не только общеисторический интерес, как выражение идей и настроения умов в известный период средневековой истории. По своим мотивам, а равно по ближайшим последствиям, в особенности по взаимному и глубокому воздействию на отношения Востока к Западу, крестовые походы имеют значение и для истории восточноевропейских народов.
В времена крестовых походов западноевропейцы в первый раз большими массами поднялись со своих мест и, познакомившись с неизвестными им народами и странами, частью усвоили их нравы и учреждения, частью передали им свои понятия и воззрения. На Востоке перед европейцами открылся новый мир с совершенно новыми и чуждыми ему понятиями, образом жизни и политическим устройством. Рассказы и описания виденного и слышанного составили богатую литературу, которая с живым интересом читалась по монастырям и рыцарским замкам. Западные народы вложили в крестовые походы много своих сил, и материальных, и духовных, поэтому нет ничего удивительного, что национальная история французов, немцев, итальянцев и англичан не может не уделять значительного места изложению истории крестовых походов.
Для восточноевропейской - в частности для русской истории - крестовые походы представляют интерес с другой точки зрения, именно с позиции мотивов и результатов крестовых походов. Весьма рельефно выступающий в новой истории антагонизм между западной и восточной Европой, резко выдвигающаяся противоположность интересов и культур романо-германской и греко-славянской - в первый раз обнаружилась в эпоху крестовых походов, а нынешнее политическое и религиозное влияние католических стран на Востоке началами своими восходит к той же эпохе. Религиозная и национальная вражда к мусульманству, одушевлявшая первых крестоносцев и поддерживавшая их в перенесении громадных лишений и потерь, скоро уступила место другим побуждениям, которые однако оказались нисколько не слабее первых и продолжали увлекать на Восток новые и новые западные ополчения. Когда первоначальная цель крестоносного движения перестала быть руководящим мотивом, выдвинулись на первое место политические соображения. Не об Иерусалиме и не об освобождении Гроба Господня из рук неверных стали помышлять вожди крестоносцев, а об основании независимых княжеств на Востоке, о завоевании Византии, наконец, о торговых преимуществах в византийских и мусульманских областях. Таким образом, с точки зрения восточноевропейской истории эпоха крестовых походов представляет собой любопытнейший эпизод борьбы между Западом и Востоком, борьбы, которая еще не окончилась и поныне и продолжается на наших глазах, соединив разнообразные интересы, как религиозные, так и политические и торговые, в так называемом Восточном вопросе. Ввиду указанного крестовые походы и с точки зрения нашей истории имеют важное значение, как эпизод столкновения двух миров, и поныне разделяющих господство в Европе и Азии, и как вступительная глава в историю Восточного вопроса, в разрешении которого России суждено было принять деятельное участие
Период крестовых походов длился без малого двести лет - с конца XI до последней трети XIII в. Само название этих военно-политических экспедиций возникло вследствие того, что участники походов, главным образом западноевропейские рыцари, воюя против турок и арабов, а также других мусульман, прикрепляли к своим одеяниям матерчатые кресты. Последние являлись как бы символом побуждений этих «воинов Христовых», отправившихся в Сирию и Палестину, чтобы очистить их от иноверцев, попиравших христианские святыни .
Захватнические войны, именуемые ныне крестовыми походами, величали достаточно скромно и непретенциозно, а именно: «перегринацио», что означает всего-навсего «странствование», либо «экспедицию» - «поход», либо «итерин террам санктам» - «путь в землю святую». Сам же термин «крестовый поход» возник во Франции на рубеже Нового времени. Имеются некоторые свидетельства, что впервые его употребил придворный хронист Людовика XIV - Луи Мембур, который назвал свой вышедший в 1675 г. фолиант «Историей крестовых походов» ; в Германии, как полагают, выражение «Крестовый поход» идет от знаменитого просветителя Ф. Лессинга .
Важнейшую роль при организации крестовых походов сыграла католическая церковь, которая в период раннего средневековья была теснейшим образом связана с европейскими государями. Известно, что во многих случаях сами католические священники занимали высокие посты в политической иерархии, потому-то они и были заинтересованы в нормальном функционировании центральных аппаратов власти, защищавших их от вмешательства местных феодалов.
Настоящая курсовая работа посвящена историческим предпосылкам и характеристикам крестовых походов.
Цель работы – раскрыть причины и основные движущие силы исторического феномена крестовых походов.
Предмет работы – религиозно-политические, социально-экономические условия, оказавшие влияние на формирование, развитие, ход и последствия крестовых походов.
Объект работы – исторический период и исторический феномен крестовых походов.
Цель курсовой работы обусловила постановку следующих задач:
1. Сделать описание историографии и дать краткую характеристику источников по истории крестовых походов;
2. Раскрыть роль папского престола в инициировании крестовых походов;
3. Проанализировать роль церковного паломничества как одной из важнейших предпосылок крестовых походов;
4. Дать характеристику основных этапов крестовых походов;
5. Охарактеризовать духовно-рыцарские ордены как продукт крестовых походов.
При подготовке и написании работы автором использовались материалы научно-монографической литературы по проблемам крестовых походов и крестоносных религиозных движений, а также научная и учебная литература (отечественная и переводная) по вопросам медиевистики.