Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РАБОТНИКОВ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Введение
Актуальность темы. Трудовая, профессиональная деятельность – это важнейший вид деятельности человека. В условиях экономических реформ в России, радикальных изменений, происходящих во всех сферах жизни общества, резко меняются цели и характер профессиональной деятельности, возрастает её интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм и ответственность. Нужен новый тип профессионала, способный к самореализации, самовыражению, к проявлению собственной позиции. Все данные характеристики развиваются психологических особенностей личности профессиональных работников [25, с. 4].
Тенденции развития психологии труда как научной отрасли обуславливает необходимость обращения к вопросу о соотнесении традиционной проблематики научных исследований с новыми задачами, которые ставит перед психологией жизнь. О.Г. Носкова отмечает, что определенные социально-экономические условия способствуют росту актуальности исследования проблем развития человека как субъекта труда (например, проектирование профессиональной карьеры, преодоление кризисов профессионального становления, психологическая помощь безработным гражданам, профессиональная переориентация взрослых, профилактика профессиональных деформаций, организация профессионального обучения, внутрифирменной подготовки кадров и повышения квалификации специалистов).
К психологическому анализу профессиональной деятельности обращаются при решении разнообразных задач: профессиональный подбор кадров, психологическая помощь безработным гражданам, определение содержания, форм и методов профессиональной подготовки и повышения квалификации взрослых, проектирование профессионального пути специалиста в организации, реализация программ по профессиональной адаптации работников с разным стажем работы и т.д.
Исследования профессиональной деятельности также приобретают значимость в связи с пересмотром норм многих видов деятельности, изменением мира профессий (появлением новых профессий наряду с дифференциацией и интеграцией одних и «отмиранием» других). Более того, важнейшие профессиографические сведения о профессиях имеют тенденцию к быстрому моральному старению. Социальный и научно-технический прогресс, изменение технологий производства, а также расширение спектра требований к специалисту на рынке труда обуславливают быстрое устаревание профессиональной деятельности специалиста еще до завершения профессиональной жизни (выхода на пенсию) [50, с. 4].
В современном мире процесс профессиональной самоактуализации личности в своей профессиональной деятельности обусловлен происходящими в обществе процессами гуманизации, гуманитаризации, демократизации.
Целесообразным для нас является рассмотрение вопроса о психологических особенностях личности работников жилищно-коммунального хозяйства личности через исследование в следующих направлениях:
– с позиций содержания понятия процесса самоактуализации работников жилищно-коммунального хозяйства;
– с точки зрения выделения и обоснования основных компонентов самоактуализации работников жилищно-коммунального хозяйства в целях конкретизации, уточнения и возможностей измерения этого процесса.
Психология труда является прикладной отраслью психологии, которая призвана психологическими средствами, обеспечить эффективность труда.
Различные аспекты становления психологических особенностей личности работников в различных сферах жизнедеятельности исследовались российскими учеными-философами (Л.И. Антропова, Л.П. Буева, И А. Винтин, Л.Н. Коган, В.И. Муляр, М.А. Недашковская, А.А. Цыренова, А.В. Шинкин и др.); учеными-психологами (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анциферова, Б.Д. Парыгин, С.Л. Рубинштейн и др.); в педагогике (Б.И. Горячева, И.Л. Зимняя, Л.Н. Ожигова, Т.В. Перевалова, Б.В. Рыкова, В.А. Сластенин, и др.).
Суммируя данные теоретические исследования можно остановится на следующих направлениях:
– развитие всего комплекса наук о человеке, реализация системного и комплексного подходов в психологии (Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев);
– исследования зарубежных и отечественных ученых по проблемам психологии профессионального развития (Б.Г. Ананьев, В.А. Бодров, Н.С. Глуханюк, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Э.Ф. Зеер, Ф.С. Исмагилова, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Г.С. Никифоров, К.К. Платонов, А.Р. Фонарев, В.Д. Шадриков, В.М. Шепель и др.),
– исследования проблем становления личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Брушлинский);
– исследования проблем профессионального развития в единстве с личностным (Л.М. Митина).
Таким образом, актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса в теории и реализацией его в практике функционирования жилищно-коммунального хозяйства.
Объектом нашего исследования являются психологические особенности личности работников ЖКХ.
Соответственно предметом выступает эмоциональная сфера личности работников ЖКХ.
Данная тема обусловила постановку следующей исследовательской цели: «Проанализировать психологические особенности личности работников жилищно-коммунального хозяйства и выявить психологические факторы их профессиональной нестабильности в связи с их профессиональной самоактулизацией».
В соответствии с этим были выдвинуты следующие исследовательские задачи:
1. Охарактеризовать основные подходы к проблеме профессиональной деятельности и её психологических особенностей.
2. Выявить особенности профессиональной деятельности работников жилищно-коммунального хозяйства в связи с их профессиональной самоактулизацией и провести теоретический анализ модели психологических особенностей работника жилищно-коммунального хозяйства.
3. Определить основные концепции психологического консультирования профессиональной деятельности
4. Разработать стратегию исследования психологических особенностей профессиональной деятельности работников жилищно-коммунального хозяйства в связи с их профессиональной самоактулизацией.
5. Осуществить исследование психологических особенностей профессиональной деятельности работника жилищно-коммунального хозяйства в аспекте подверженности синдрому эмоционального выгорания у работников ЖКХ в различных возрастных группах (от 30 до 40; 40 до 50; 50 до 60 лет), уровней реактивной и личностной тревожности служащих ЖКХ, особенностей профессиональной самоактуализации работников ЖКХ.
Гипотезой нашего исследования явилось предположение о существовании взаимосвязи между особенностями эмоциональной сферы работников ЖКХ и возможностями их профессиональной самоактуализации.
Методы исследования. Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами был использован комплекс исследовательских методик:
1) методы сравнительно-сопоставляющего анализа: анализ философской, психологической, социологической литературы;
2) методы практического исследования: анализ, изучение и обобщение профессионального опыта, статистический анализ;
3) методы диагностического исследования: методика диагностика уровня эмоционального выгорания Бойко В.В., а так же методика измерения уровня эмоциональной адаптации Гессена – Райнхгардта и др., метод а так же, беседы, изучение документации и характеристик.
Базой исследования явилось Предприятие №1 Филиала №2 «Мостеплоэнерго».
Теоретическая значимость работы определяется разработкой теоретических основ профессиональной самоактуализации работников ЖКХ. Исследование дополняет и конкретизирует концепции психологической самоактуализации личности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами были подобраны методики по выявлению психологических особенностей личности работников жилищно-коммунального хозяйства и были получены результаты, которые могут быть использованы в сфере социальных отношений, совершенствуя эффективность деятельности жилищно-коммунального хозяйства.