Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Организация международных фестивалей в сфере молодежной культуры
Введение
Актуальность выбранной темы заключается в том, что вопросы организации молодежного досуга, в том числе, такой частный аспект этой обширной темы как организация молодежных фестивалей, являются важными в современном российском обществе, в особенности, в провинциальных городах, не избалованных культурным разнообразием и творческими инициативами молодежи, что накладывает определенный отпечаток на общекультурную ситуацию в России и в малых городах в частности. Серьезные реформы, произошедшие в последние десятилетия, практически полная смена ценностей на уровне нации, переосмысление жизненных позиций во многом негативно отразились как на культурном уровне России в целом, так и в особенности на культуре молодежи. В последнее время, вообще, наблюдается довольно тяжелая тенденция к обессмысливанию молодежного досуга, к снижению уровня творческих начал в молодежной среде, «одомашнивание» досуга и его сведение к деструктивным формам, отсутствие интереса к ценностям культуры. Эту тенденцию, например, подчеркивает М.К. Романова в своей работе «Трудные дети и неправильные родители» - так, она пишет, что одной из самых серьезных бед современности является то, что молодежная культура, кажется, перестает существовать как факт. Если раньше ее проявление можно было найти в молодежных субкультурах, в которых были какие-либо идеи, ценности, правила и единство, то сейчас наблюдается разрозненность молодежи, отсутствие увлечений, непризнание чего-либо ценным вообще.
Это суждение подтверждает также Л.И. Быдин, который, рассматривая историю молодежных культур, обращает внимание на массовость характерных «течений своего времени» - хиппи, Панков, металлистов, готов и т.д. И такое массовое увлечение, свойственное определенному времени, рождало столь же определенные культурные тенденции – слеты, совместные, не всегда официальные, но каждый раз увлекательные, мероприятия, в том числе, масштабные многолюдные фестивали, посетить которые было неким «делом чести» для молодежи того времени. Фестиваль на наш взгляд имеет важное значение в качестве не только подтверждения своей принадлежности к той или иной культурной (субкультурной) группе – так, например, истинный западный рокер должен был попасть на Вудсток, российский – на Максидром (здесь мы имеем в виду первые Максидромы 94-98 гг., которые еще отвечали стандартам рок-культуры того времени, и не были в организационном плане попыткой заработать деньги на раскрученной марке). Фестиваль как важная часть общей структуры молодежной культуры в целом – это уникальная возможность мотивации молодежного творчества и приобщения к тем или иным культурным ценностям.
Сам по себе, как зрелищное мероприятие, фестиваль является отличной формой молодежного досуга, помимо того, это возможность для молодых людей реализовать массу насущных социально-культурных потребностей: приятно провести время в неформальной обстановке, поучаствовать в интересных мероприятиях, включенных в программу фестиваля, причем, как в качестве зрителя, так и в качестве активного участника программы. На фестивале можно познакомиться с массой интересных людей, найти единомышленников и друзей, завести полезные знакомства. Мы также считаем, что специфика фестиваля помогает удовлетворить и другие важные потребности молодого человека – такие, например, как потребность в получении сильных положительных эмоций, в движении, потребность в творческой реализации, потребность в раскрепощении (отметим, что общее настроение фестиваля помогает высвобождать порой совершенно неизведанные грани личности человека).
Говоря о фестивалях в общем, мы можем отметить, что активное (личное) участие в мероприятии подразумевает довольно серьезную и упорную подготовку (репетиции, тренировки, чтение специальной литературы, знакомство со множеством людей, изучение специфики и глубокое познание темы фестиваля), а участие в качестве зрителя – это повышение интереса к теме фестиваля, желание приобщиться к этой культуре, желание узнать больше и попробовать самому.
Таким образом, мы можем предположить, что фестиваль – это одна из важнейших частей молодежной культуры. Рассматривая такие специфические фестивальные формы как рок-фестиваль и хип-хоп фестиваль, мы можем предположить, что эти два направления являются особенно важными в структуре молодежной культуры: во-первых, потому что для подросткового и юношеского возраста эти культурные формы наиболее близки по духу, во-вторых, потому что в определенной мере они помогают приобщиться к культуре взрослой через постепенное познание истоков рока (смысловая нагрузка текстов песен, история возникновения рока, история движения как социальной альтернативы, связанная тесно с историей мира в целом), хип-хоп как один из самых сложных вариантов танца также имеет исторические корни, но, помимо прочего, также в определенной мере оказывает влияние и на физическое развитие молодого человека – так, например, множество танцевальных элементов хип-хопа довольно сложны для исполнения и требуют регулярных тренировок. Молодой человек, всерьез заинтересовавшийся хип-хопом, в течение занятий приобретает отличную физическую подготовку, пластику, растяжку, чувство ритма, равновесия и т.д., что не только пригодится ему в жизни, но и поможет «подружиться» со спортом, что важно не только для физического, но и для социального здоровья.
Также мы хотели бы отметить тот факт, что так называемые ЗАТО (закрытые административно-территориальные образования) – это не просто объекты особого внимания властей, но и такие же города в составе РФ, как и города «открытые» и молодые люди, проживающие в ЗАТО, мало чем отличаются от молодежи в обычных городах – у них те же интересы и взгляды, им также необходимо самоутверждение и возможность творческой реализации, но гораздо меньше возможностей общаться со сверстниками, в том числе, из других городов и стран. Особенно, учитывая тот факт, что не каждый из закрытых городов, вообще, обозначен на карте.
Тем не менее, в определенной степени произошедшие в России реформы повлияли на общую обстановку в стране и многие ЗАТО стали обычными городами, с несколько большим количество ограничений, нежели принято (так, например, паспортный режим, пропускной режим на определенные объекты и территории), но все же появилась возможность приобщения молодежи, проживающий во многих бывших и ныне существующих ЗАТО к общероссийской и международной молодежной культуре.
Проблема заключается в том, что организация общения молодежи из таких городов с молодежью «обычной» бывает затруднена стереотипами мышления или элементарным незнанием людьми о существовании таких поселений как Большой Камень, Северск, Снежинск, Заозерск и т.д., а также в том, что молодые люди, проживающие в этих городах, приученные родителями, воспитанными еще в советские времена, когда секретность городов соблюдалась особо тщательно, не «выдавать себя миру», часто стесняются принимать участие в международных фестивалях, считая, что уровень их развития, учитывая специфику поселения, отстает от уровня обычных городов, хотя в большинстве своем это не так – например, в столицах зачастую можно встретить огромное количество совершенно бескультурных людей, у которых, вроде бы есть открытый доступ к лучшим библиотекам, музеям и театрам. Тем не менее, факт остается фактом.
Исходя из всего вышесказанного, мы можем определить основную цель данной работы: изучение вопроса организации международных молодежных фестивалей с участием молодых людей - жителей ЗАТО.
Исходя из цели данной работы, мы можем определить задачи данного исследования:
1. Изучить сущность молодежной культуры и ее специфику
2. Изучить основы хип-хоп и рок-культуры как части культуры молодежи, их сущность и влияние
3. Изучить фестивальную культуру в России и ее влияние на культуру молодежи
4. Изучить принципы организации международных хип-хоп и рок-фестивалей в России
5. Изучить основы организации международных хип-хоп и рок-фестивалей в ЗАТО и их специфику
6. Изучить актуальность организации международных хип-хоп и рок-фестивалей в ЗАТО
7. Изучить влияние хип-хоп, рок- и фестивальной культуры на молодежь, проживающую в ЗАТО
Объектом исследования в данной работе выступают международные фестивали как часть молодежной рок- и хип-хоп культуры
Предметом исследования является специфика участия молодежи из закрытых административно-территориальных образований в международных фестивалях.
Методика исследования: теоретический анализ литературы на заданную тему.