Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Оценка стоимости компании на примере элитного ресторана г. Москвы.
ВВЕДЕНИЕ
По данным исследовательской компании Magram Market Research, оборот столичных заведений общепита в 2005 году достиг $1,5 млрд, а число ресторанов в городах-миллионниках увеличилось на 30%. Инвестиционная компания «Финам» дает другие цифры: оборот столичной индустрии питания приближается к отметке $2,3 млрд, при этом темпы роста рынка составляют 20%. При этом, по оценкам «Финама», развитие замедляется на 3% ежегодно, что связано с постепенным насыщением рынка.
Согласно общепринятой классификации предприятий общественного питания, всего существует пять типов ресторанов: street-food - мобильные точки-киоски, QSR (quick service restaurants) - рестораны быстрого обслуживания, fast casual - рестораны столового типа, casual dining - демократичные и fine dining - элитные рестораны.
К началу 2006 года ресторанная карта Москвы насчитывала около 3250 точек общепита. 8% приходится на элитные рестораны (fine dining) со средним чеком от $50, 72% -- на демократичные рестораны (casual dining) со средним чеком $10-15, 11% -- на рестораны быстрого обслуживания. Из 3250 ресторанов 856 -- сетевые.
Однако заведений общественного питания в Москве по сравнению с другими мировыми столицами недостаточно. В Париже, например, баров, ресторанов и кафе -- 17 тыс., в Нью-Йорке -- 20 тыс., а по относительным показателям в Париже один ресторан (бар, кафе) приходится на 126 человек, в Нью-Йорке -- на 365 человек, а в Москве -- на 3187 человек.
Для того чтобы определить, сколько стоит ресторан, надо знать всего два показателя - приносимый им ежемесячный доход и средний срок окупаемости капиталовложений, который предъявляют инвесторы. Умножаете первое на второе и получаете в первом приближении цену, за которую можно продать принадлежащее вам дело. Однако все намного сложнее, практика оценки действующих бизнесов вырабатывается годами и учитывает десятки факторов.
Оценка ресторана, как, впрочем, и любого другого действующего бизнеса, играет определяющую роль в разработке стратегии его продажи. От того, насколько заявленная цена соответствует действительному положению дел, зависит не только время реализации бизнеса, но и сама возможность таковой. Оценка может преследовать разные цели (от получения банковского кредита до ухода от налогов), в свою очередь, влияющие на технологию определения стоимости компании. В зависимости от того, на что направлена оценочная работа, зависит выбор метода, которым она производится. Многое зависит и от доступности информации - каждый бизнес специфичен, иногда методы сбора и анализа данных, необходимых для определения стоимости компании, разрабатываются для каждого объекта в отдельности. В контексте представленного диплома, финальный ориентир оценки - продажа бизнеса.
Методы и методики определения стоимости ресторана принципиально не отличаются от тех, которые используются по отношению к другим бизнесам «неиндустриального» профиля. Существует несколько общепринятых технологий оценки, применимых к общей массе готовых предприятий. Но, оценивая ресторанный бизнес, надо учитывать целый ряд факторов, определяющих его способность приносить прибыль.
Значительное влияние на способность ресторана приносить прибыль и, соответственно, на его стоимость оказывает местоположение. Еще несколько лет назад заведения, находящиеся в центре Москвы, были более посещаемыми, чем аналогичные проекты в «спальных» районах. Сейчас ситуация изменилась - растут доходы жителей окраин, меняется их образ жизни. Четко наметилась тенденция к перераспределению инфраструктуры в пользу городской периферии. Однако, для достижения хорошего уровня дохода, в таких ресторанах огромную роль приобретает грамотная концепция, которая должна соответствовать месту, учитывать специфику района.
Другой фактор, сказывающийся на способности генерировать денежные потоки, - площадь, занимаемая рестораном. Но при этом надо учитывать следующее: чем более обширную площадь занимает ресторан, тем дороже будут стоить права аренды - это может увеличить срок окупаемости бизнеса. Можно также сказать, что важна не сама площадь, а только эффективно используемая. Кроме того, доход ресторана зависит и от количества посадочных мест. Высокая проходимость заведения обеспечивает значительный доход и сокращает срок окупаемости объекта, повышая его стоимость.
Не последнюю роль в деле формирования цены ресторана играет его имиджевая составляющая. Она складывается из качества предлагаемой посетителю кухни, из сформировавшегося клиентского контингента, качества обслуживания. Но сегодня мало пустить в тираж хороший, дорогой ассортимент блюд. Необходимо привлекать клиента необычной, новой концепцией. При этом для потенциального посетителя важно, насколько известен брэнд, большую роль играет профессиональная организация и высокое качество обслуживания. Создать положительный имидж компании способна эффективная реклама, но без ее подтверждения практикой работы крайне сложно получать прибыль в сколько-нибудь значительном временном интервале.
Характерно, что цена действующего ресторана может зависеть от времени года - инвестор, особенно непрофессиональный, большее внимание обращает на то, как бизнес работает «здесь и сейчас».
Сегодня рестораны привлекают большое число инвесторов из-за того, что рассматриваются, во-первых, в качестве одного из наиболее надежных источников капиталовложений. Во-вторых, многие вероятные покупатели склонны видеть управление рестораном не как сферу приложения профессиональных навыков, а как некий вид искусства, не требующий специальной подготовки. При этом предпочтение в таких ситуациях отдается именно готовому бизнесу во избежание различных проволочек с поисками подходящих помещений, ремонтом, оформлением различных документов и лицензий, наймом персонала, созданием постоянной клиентской базы.
Все вышесказанное свидетельствует об актуальности темы дипломной работы. Цель дипломного исследования – определение обоснованной рыночной стоимости компании на примере элитного ресторана