Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Виды педагогических наблюдений и их организация
Введение
Для профессиональной деятельности педагога важнейшим фактором является личность человека, его характер, мотивы и т.п. Эти личностные качества влияют на формирование социальных ориентаций человека, его профессиональный рост. Наряду с этим специалист любой отрасли народного хозяйства должен сочетать широкую фундаментальную научную и практическую подготовленность, в совершенстве владеть своей специальностью.
Достаточно известно, что начальная стадия обучения имеет важнейшее значение: успех порождает положительное отношение к учению, а неудача — отрицательное.
Педагогические наблюдения позволяют заключить, что в случае, когда человек только приступает к освоению совершенно новой для него системы знаний или умений, наблюдается своеобразный латентный период, во время которого, как можно предположить, происходит формирование системы, обеспечивающей выполнение деятельности осваиваемого вида. Эти факты известны в отношении двигательных умений (плавание, езда на велосипеде, прыжок через коня и т. п.). Дальше наступает стадия совершенствования. Однако такое же развитие событий наблюдается при освоении учащимися совершенно новых для них областей знания, например прикладной электроники. Практика показывает, что продолжительность латентного периода у некоторых учащихся оказывается очень большой. Иногда случается, что, «изучив» весь курс и успешно сдав экзамен (репродуктивно), учащийся не владеет свободно учебным материалом. Субъективно учащийся испытывает неуверенность в том, что он «знает» изучаемую дисциплину, или даже страх перед экзаменом. Объективно состояние учащегося легко распознается по тому, может ли он отвечать на вопросы, сформулированные нестандартно. Уяснение факторов, как способствующих, так и препятствующих сокращению продолжительности латентного периода, а также выработка методов, ускоряющих формирование системы знаний, имеет важное значение для дидактики и практики обучения. Знание о том, как степень усвоения дисциплины зависит от времени ее изучения, предостережет преподавателя от необоснованных претензий к учащимся, а последних — от ощущения безнадежности и занижения самооценки.
Цель нашего исследования заключается в изучении вопроса о педагогическом наблюдении, видах наблюдения и рассмотрении структуры их организации.
В написании работы мы опирались на труды таких педагогов и психологов, как Гомоюнов К.К., Петровский А.В., Рубинштейн С.Л., Якиманская И.С. и др.