Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАБЛЮДЕНИЯ КАК МЕТОДА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. История метода наблюдения, его сущность, виды и особенности использования в экологическом воспитании 7
1.2. Экологическая культура и экологическое воспитания: содержание, цели, задачи, формы 14
ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ НАБЛЮДЕНИЙ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 23
2.1. Возможности курса А.А. Плешакова «Окружающий мир» для организации наблюдений 23
2.2. Пример разработки уроков с использованием метода наблюдения 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И МАТЕРИАЛОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И МАТЕРИАЛОВ
1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года №3266-1
2. Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования». – М.: Просвещение, 2001. – 30 с.
3. Послание Президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации президента от 5.11.2008 года
4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 675 с.
5. Бугаева Н.Л. Материалы для экологической тропы 2-й класс // Начальная школа. – 2009. - №1. – С. 61-67.
6. Бурова Л.И. Экологическая практика учащихся начальной школы: организация и содержание // // Начальная школа. – 2009. - №1. – С. 57-60.
7. Виды карт, используемых в курсе «Окружающий мир» // Начальная школа. – 2008. - №12. – С. 3-15.
8. Вдовина Н. Жизнь пресного водоема // Начальная школа. – 2009. - №2. – С. 5-7.
9. Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах: Учебное пособие / В.И. Волынкин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 283 с.
10. Ефремов К. Экологическое образование в школе: о проблеме дефицита времени, средств и внимания // Народное образование. – 2002. - №6. – С. 102-111.
11. Загвезинский В.И. Общая педагогика: учебное пособие для вузов по направлению «Педагогика» / В.И. Загвезинский, И.Н. Емельянова. – М.: Высшая школа, 2008. – 390 с.
12. Каменская Е.Н. Педагогика: учебное пособие / Е.Н. Каменская. – М.: Торгово-издательская корпорация «Дашков и Кº», 2007. – 316 с
13. Кравченко А.И. Психология и педагогика: учебник / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2008. – 400 с.
14. Коновалова О.В. Из опыта экологического воспитания детей и подростков // Педагогика. – 2008. - №6. – С. 47-55.
15. Лебедева Т., Где живут белые медведи // Начальная школа. – 2008. - №14. – С. 20-23.
16. Моисеева Л.В. Экологическая педагогика: Понятийно-терминологический словарь для учителя. – Екатеринбург, 2004.
17. Молчанова И. Об экологическом образовании студентов пед. колледжа // Педагогика. – 2008. - №6. – С. 93-94.
18. Национальная стратегия экологического образования в РФ // Зеленый мир. – 2000. – №11-12. – С. 8-13.
19. Неничеева Т. Необычайные природные явления // Начальная школа. – 2008. - №16. – С. 10-13.
20. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336 с.
21. Осипова В.Ю. Вопросы экологического образования в курсе природоведения // Начальная школа. 2001. - №6. – С. 85-89.
22. Педагогика: учебник / Под ред. А.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2008. – 428 с.
23. Педагогика: учебное пособие по дисциплине «Педагогическая психология» / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2008. – 430 с.
24. Подласый И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2008. – 540 с.
25. Посникова И.А. Сельские и малокомплектные школы // Начальная школа. – 2003. - №5. – С. 44-49.
26. Плешаков А.А. Природоведение - Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2002.
27. Плешаков А.А. Факультативный курс "Экология для младших школьников". - Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2002.
28. Природоведение: Учеб. для 3 кл. нач. шк. / А.А. Плешаков; под ред. И.Д. Зверева. - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2002.
29. Рощи да леса – всему свету краса // Здоровье детей. – 2008. - №22. – С. 22-26.
30. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев. – М.: Академия, 2008. – 566 с.
31. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учебное пособие. / А.М. Столяренко, 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 526 с.
32. Федосов А.Ю. Информационно-коммуникационные средства поддержки воспитательного процесса и их применение в экологическом воспитании школьников // Информатика и образование. – 2008. - №5. – С. 109-111.
33. Философия экологического образования. Под общей редакцией Лисеева И.К. – М.: Поргесс-Традиция, 2001. – 416 с.
34. Шиллинг Г.Н. Такие разные животные // Начальная школа. – 2008. - №12. – С. 14-23.
35. Экология и образование // Вопросы философии. – 2001. - №10. – С. 3-27.
36. Экологический словарь. – М.: Слог, 1993. – 2002 с.
37. «Экологическое образование в интересах устойчивого развития: опыт и перспективы»: Тезисы докладов. – М., 2007. – 224 с.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Наблюдение как метод формирования основ экологической культуры
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В современном мире экологические проблемы приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты. Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учета взаимодействий о природных сообществах, осознание того, что человек не властелин природы, а ее часть и выходец. Фундаментом, истоком должен быть развитый в каждом человеке достаточный уровень экологического сознания, экологической культуры. Сформировать человека с новым отношением к природе можно только с раннего детства. Исходя из общей цели образования, особенностей психического развития ребенка, в младшем школьном возрасте возможно и необходимо заложить основы бережного отношения к природе, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Все вышеизложенное говорит об актуальности темы "Наблюдение как метод формирования основ экологической культуры".
Один из путей повышения эффективности природоведческого воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы. Это могут быть: занятия, систематизированные наблюдения, опытническая работа, моделирующая деятельность, труд в природе, экскурсии, чтение природоведческой литературы, беседы, работа с родителями, связь со школой.
Степень разработанности проблемы. Наиболее эффективным методом работы является метод наблюдения. Проблеме использования метода наблюдения на уроках природоведения уделяли внимание такие ученые как В.А. Сухомлинский, К.Д.Ушинский, В. П. Вахтеров, Л. С. Севрук и другие.
Общефилософские вопросы экологического образования и формирования экологической культуры находят отражение в трудах таких ученых, как М.В. Аргунова, И.К. Лисеева, Н.М. Мамедов, Л.В. Моисеев, Н.Ф. Реймерс, Г.А. Ягодин и др .
Обращают на себя внимание работы ученых, творческими усилиями которых раскрыт ряд проблем и аспектов экологического воспитания и образования школьников. (Л.И. Бурова, Н.Л. Бугаева, К. Ефремов, Б.Т.Лихачев, И.Т. Суравегина) .
Особое внимание ученых привлекает проблема экологического воспитания и образования младших школьников, Н.В. Виноградова разработала теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром.