Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Социализация ребенка в дошкольном учреждении в процессе экологического воспитания
Введение
В последние десятилетия проблема социализации детей дошкольного возраста входит в число актуальных проблем современной отечественной и зарубежной педагогики, психологии и социологии. Необходимым условием социализации личности является развитие ее социальной активности в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи вскрывают различные аспекты социализации, исследуют механизмы, этапы, стадии и факторы этого процесса. Широко исследуются проблемы социализации личности в зарубежной науке (Ф.Г.Гиддингс, Г.Тард, Д.А.Томпсон и Д.Пристли, Т.Парсонс, Дж.Х.Баллантайн, Э.МакНейл, Дж.У.Огбю, Дж. и Э.Перри, Р.Дж.Хэвигхерст и др.). Идеи Ч.Х.Кули, У.И.Томаса, Ф.Знанецкого и Дж.Г.Мида оказали мощное влияние на разработку концепций социализации с точки зрения субъект-субъектного подхода.
У нас в стране проблема социализации стала рассматриваться как относительно самостоятельная (с использованием именно этого термина) лишь начиная с конца 60-х годов. До этого различные аспекты социализации в той или иной степени освещались в русле психологии развития (Л.С.Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и другие), а также в работах таких педагогов, как Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский и другие. В работах И.С.Кона представлены как философские аспекты проблемы социализации, так и социологические, этнографические и педагогические. Несмотря на значительный интерес к процессу социализации в различных направлениях человековедческих наук, проблема социализации детей в процессе экологического воспитания в отечественной литературе является недостаточно изученной.
Авторы программ, пособий предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников: «воспитание начал экологической культуры» (С.Н. Николаева), «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни» (Н.А. Соломонова), воспитание ответственного отношения к природе (А.В. Королева), воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н.Е. Орлихина). Е.Ф. Терентьева предполагает, что «экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе». С.Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры — «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности».
Основным содержанием экологического образования в дошкольном детстве является формирование у ребенка осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его. Целью экологического образования в дошкольном детстве является формирование основ экологической культуры.
Ребенок, как никто другой, является спонтанным наблюдателем окружающей природы родного края, которая является неисчерпаемым источником знаний, источником возникновения интереса и любви к ней. Но в дошкольной педагогике также пока нет единого мнения по поводу целей, задач и терминологии экологического образования. В отличие от других ступеней системы непрерывного экологического образования, авторы программ, пособий для дошкольников чаще всего используют термины «экологическое воспитание» и «экологическая культура». Термин «экологическое образование» вошел в обиход педагогов дошкольного звена только в последние годы и обычно употребляется как синоним экологического воспитания.
Мы предлагаем понимать под экологическим образованием дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:
— формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
— развитие познавательного интереса к миру природы;
— формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
— формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
— формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
— освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
— формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
— формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Учитывая, что ребенок дошкольного возраста обладает особой восприимчивостью и эмоциональностью, проявляет большой интерес к миру природы, мы убеждены, что возможно и необходимо стимулировать у него самостоятельность и ответственность через становление осознанного, правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям сохраняющим и созидающим ее, а также к людям вообще и к себе, как части природы, что обеспечит эффективное и безболезненное вхождение ребенка в социум, его социализацию в обществе.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью поставленной проблемы в специальной литературе и необходимостью поиска путей социализации ребенка в дошкольном учреждении в процессе экологического воспитания. В рамках указанной проблемы мы избрали тему исследования: «Социализация ребенка в дошкольном учреждении в процессе экологического воспитания».
Объектом исследования является процесс социализации ребенка в дошкольном учреждении.
Предметом исследования является социализация дошкольников средствами экологического воспитания.
Таким образом, цель данной работы состояла в выявлении особенности социализации детей в дошкольном учреждении в процессе экологического воспитания.
В соответствии с целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1.провести ретроспективный анализ литературы по изучаемой проблеме, в ходе которого изучить сущность, этапы и механизмы процесса социализации;
2.выявить проблемы социализации ребенка в психолого-педагогических исследованиях;
3.определить сущность и значение экологического воспитания дошкольников;
4.обозначить различные подходы к понятию «экологического воспитания» в педагогике;
5. провести экспериментальное исследование проблемы социализации детей в дошкольном учреждении в процессе экологического воспитания;
6.подобрать и апробировать методику работы, направленной на социализацию детей в дошкольном учреждении средствами экологического воспитания и выявить ее эффективность путем проведения контрольного эксперимента.
Методологической основной исследования являются культурно-историческая теория Л.С. Выготского; концепция периодизации психического развития Д.Б. Эльконина; теории эмоциональной регуляции деятельности и поведения как базовые условия единства развития нормального и аномального ребенка, его социализации (П.Жане, А. Валлон, П. Фресс, В.А.Лебединский); данные современной психолого-педагогической науки о социализации личности в онтогенезе нормального и аномального развития.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, анализ работ детей, наблюдение, обобщение педагогического опыта);
3)статистические: ранжирование, математическая обработка полученных в ходе исследования данных.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (09.2006–11.2006) установочный – изучение и теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования; анализ и оценка современного состояния проблемы в теории и практике.
Второй этап (11.2006-12.2006) – экспериментальный – подбор диагностических методов для исследования уровня социального опыты и сформированности экологических представлений у дошкольников, проведение констатирующего эксперимента.
Третий этап (12.2006-01.2001) – обобщающий – анализ и описание результатов констатирующего эксперимента, подбор методики работы, направленной на социализацию детей в дошкольном учреждении средствами экологического воспитания.
Четвертый этап (01.2007-04.2007) – проведение формирующего эксперимента и проверка эффективности подобранной программы посредством контрольного эксперимента. Подведение итогов и анализ результатов всего исследования.
База исследования:
Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечена применением групп методов, отвечающих целям и задачам исследования; опорой на современные методологические и теоретические исследования в области педагогики и психологии; поэтапным построением эксперимента и его данными.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.