Содержание:
Список литературы
1.Аквилева Г. Н. Наблюдения и опыты на уроках природоведения, М., 1998
2.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.:Питер,2001. - 288с.
3.Богданец Т.П. Опыты на уроках природоведения. № 3/99, с. 65–75.
4.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
5.“Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве” и “Прогулки в природу” Авторы: С. Н. Николаева авторов В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич, издательство: Просвещение
6. Каменева Л.А., "Как знакомить дошкольников с природой", М., 1983
7.Клепинина З.А. Методика обучения естествознанию. - М.: Владос. - 2001. - Гл. V.
8.Книга для воспитателей детского сада - Золотовой Е.И. "Знакомим дошкольников с миром животных", Москва, "Просвещение", 1995. Под редакцией канд. пед. наук Виноградовой Н.Ф.)
9.Комплексные программы: «Развитие» (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко), «Радуга» (Т.Доронова), «Детство» (Н.Н.Кондратьева, Н.М.Маневцова).
10.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр "Академия", 2001.
11. Парциальные программы С.Николаевой «Юный эколог», «Наш дом – природа» (Н.Рыжова).
12.Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. Пособие для студентов. - М.: Академия. - 2000. - Гл. VII.
13.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
14.Рыжова Н.А. Огород в детском саду. Обруч № 5, 2002. Как стать коллекционером. Игра и дети № 24, 2004.
15.Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.
16.Рыжова Н.А. Экологическое воспитание и развивающая предметная среда детского сада. Экологическое образование: в школе, до школы, вне школы № 2, 1999.
17.Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды. Дошкольное воспитание № 3, 1999.
18.Рыжова Н.А., Быстрова И.А. Поговорим о природе. Дошкольное воспитание № 7, 2000 (материалы о живом уголке и проведению занятий в нем).
20.Технологии и методики по экологическому воспитанию детей (Н.Рыжова, М.Марковская, И.Цветкова, А.Федотова и Л. Грехова).
21.Цветкова И. В. Экология для начальной школы. / И. В. Цветкова.- Ярославль, Академия развития, 1997.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Экспериментирование,как средство формирования представлений о природе у детей дошкольного возраста
Введение
Проблема отношения личности к природе была впервые поставлена в отечественной психологии А.Ф. Лазурским, которым в ряде работ рассматривалась совокупность субъективных отношений личности. Необходимость психологического анализа взаимодействий человека с природой в системных исследованиях механизмов функционирования ноосферы особо подчеркивалась и Б.Г. Ананьевым.
Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру.
Авторы программ, пособий предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников: «воспитание начал экологической культуры» (С.Н. Николаева), «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни» (Н.А. Соломонова), воспитание ответственного отношения к природе (А.В. Королева). Е.Ф. Терентьева предполагает, что «экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе». С.Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры — «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности».
Согласно исследованиям Николаевой С.Н., экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает, формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам; ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии . Таким образом, экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить с учетом возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным объектам.