Содержание:
Содержание:
Введение 3
1.Определение понятия «социализация» 5
2.Сущность, этапы и механизмы процесса социализации 6
3.Задачи социализации детей в обществе 9
4.Социализация детей с ЗПР 12
5. Программа и направления работы по социализации детей с ЗПР 13
Заключение 18
Список литературы 19
Список литературы
1.Алексеева Л. С. и др. "Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в школе - комплексе "Детская личность". Президентская программа "Дети России". М., 1997 год.
2.Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: 1988. –429с
3.Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. - Вып.3. - М., 1970.
4.Антонова Т. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. //Дошкольное воспитание.- 1975, №10. 64с.
5.Артемьева Т.И. Развитие личности и ее способностей – В кн. Проблемы психологии личности – М., 1982;
6.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1991г
7.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // вопросы психологии № 2. 1978, № 4. 1979.
8.Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей //Дефектология. 1998. №3.
9.Вульфов Б.З. Взаимодействие факторов социализации личности ребенка// Сотрудничество семьи, детских объединений и социальных педагогов в процессе социализации личности ребенка. - Челябинск, 1996.
10.Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т., М., 1983.
11.Иващенко Г. М., Ким Е. Н. «Об опыте работы по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в Московском клубе «Контакты-1». Президентская программа "Дети России"
13.Карвялис В. Специальное образование детей с ограничен¬ными возможностями и подготовка педагогов-дефектологов //Дефектология. 199''. №1.
14.Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.359
15.Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России. (Результаты исследо¬вания, как основа для построения проблемы развития) // Дефектология. №4, 1997.
16.Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 2001.
17.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - Спб.: изд-во Питер, 1999
18.«Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями» Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева, Институт социальной работы, М., 1996 г.
19.Столин В.В.. Самосознание личности. М., 1983 г., 284 с.
20.Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1990,145с.
21.Хломов Д.Н., Баклушинский С.А., Казьмина О.Ю. Руководство по оценке уровня развития социального поведения / Рос. Академия образования, Центр социологии образования.- М., 1993.- 75 с
22.Шинина Т.В. Изучение процесса социализации детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Материалы XII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов". Том 2. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - С. 401-403.
23.Шинина Т.В. Особенности семейного общения как условие успешной социализации детей // Мат-лы Междун. конф. "Психология общения: социокультурный анализ" (Ростов-на-Дону, 30 октября-1 ноября 2003 г.). - Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского гос. ун-та, 2003. - С.333
24.Цукерман И.В. Проблема социализации выпускников спе¬циальных школ для детей с нарушениями слуха // Дефек¬тология. 1998. №1
25.Шибутани Т. Социальная психология. М., 1991г
26.Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. - №4, 264с
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Социализация детей с ЗПР
Введение
Изменения, происшедшие в последние 10 лет во всех сферах политической, экономической и социальной жизни Российского общества, породили многочисленные проблемы. Одна из наиболее актуальных - критическое осмысление перемен в социальной и духовной жизни, определение тенденций дальнейшего развития, выбор структуры и содержания социального воспитания как контролируемого института социализации детей.
В последние десятилетия проблема социализации детей с ЗПР входит в число актуальных проблем современной отечественной и зарубежной педагогики, психологии и социологии, так как увеличивается количество детей с нарушениями в развитии. Необходимым условием социализации личности является развитие ее социальной активности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Проблемы социализации инвалидов, особенно детей с ЗПР в отечественной литературе все еще не яв¬ляются предметом специального исследования. Хотя пробле¬ма социализации детей, подростков и взрослых с нарушения¬ми психического и физического развития весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении.
Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи вскрывают различные аспекты социализации, исследуют механизмы, этапы, стадии и факторы этого процесса. Широко исследуются проблемы социализации личности в зарубежной науке (Ф.Г.Гиддингс, Р.Дж.Хэвигхерст и др.). Идеи Ч.Х.Кули, У.И.Томаса, Ф. Знанецкого и Дж.Г.Мида оказали мощное влияние на разработку концепций социализации с точки зрения субъект-субъектного подхода.
У нас в стране проблема социализации стала рассматриваться как относительно самостоятельная (с использованием именно этого термина) лишь начиная с конца 60-х годов. До этого различные аспекты социализации в той или иной степени освещались в русле психологии развития (Л.С.Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и другие), а также в работах таких педагогов, как Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский и другие