Содержание:
Содержание
Тема 1. Культура как целостная система 5
1. Сформулируйте сущность, структуру и социальные функции культуры 5
2. Охарактеризуйте основные культурологические школы 8
3. Определите структуру искусства как части культуры 11
Тема 2. Культура Древнего Востока и его влияние на мировую культуру 16
1. Назовите особенности культуры Древнего Египта 16
2. Дайте общую характеристику культуры Древней Индии 18
3. Раскройте своеобразие древнекитайской культуры 23
Тема 3. Культура Античной цивилизации 31
1. Сформулируйте основные этапы развития древнегреческой культуры и раскройте их содержание 31
2. Назовите основные памятники древнегреческого искусства 48
3. Укажите специфику культуры эпохи эллинизма 53
4. Назовите выдающиеся достижения древнеримской культуры 55
Тема 4. Культура Византии 60
1. Сформулируйте основные этапы развития византийской культуры и раскройте их содержание 60
2. Определите основные религиозные учения и их роль в формировании культуры Византии 64
3. Раскройте уникальность византийского искусства 66
Тема 5. Культура Западной Европы в эпоху раннего и классического Средневековья 77
1. Сформулируйте основные черты культуры раннего Средневековья и обозначьте отличительные особенности романского стиля, характерного для данной эпохи 77
2. Дайте характеристику культуре классического Средневековья и обозначьте особенности готического стиля, характерного для данной эпохи 84
3. Определите значение эпохи Средневековья в развитии европейской культуры 91
Тема 6. Культура Западной Европы в эпоху Возрождения 92
1. Раскройте основное содержание искусства Проторенессанса и раннего Ренессанса 92
2. Определите основные принципы искусства Высокого Ренессанса на примере творчества Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти 98
3. Охарактеризуйте искусство позднего Ренессанса 105
4. Дайте краткую характеристику искусству Северного Возрождения 108
Тема 7. Западноевропейское искусство эпохи барокко и классицизма (XVII и XVIII вв.) 111
1. Искусство эпохи барокко: общая характеристика стиля, основные принципы эстетики барокко 111
2. Сформулируйте основные черты искусства эпохи классицизма 115
3. Опишите стиль рококо и породившую его эпоху. Раскройте своеобразие рококо на примерах творчества Т. Чиппендейла и А. Ринальди 119
4. Стиль ампир и его специфика 121
Тема 8. Западно-Европейское искусство XIX века 122
1. Перечислите факторы, повлиявшие на зарождение сентиментализма и романтизма, и укажите особенности этих течений 122
2. Критический реализм: понятие и сущностные признаки 127
3. Эпоха декаданса и её своеобразие 129
4. Укажите причины зарождения импрессионизма и постимпрессионизма 131
5. Охарактеризуйте ретроспективные тенденции в искусстве XIX века: нео-готика, нео-рококо и романтизм 134
Тема 9. Искусство запада XX века 136
1. Дайте краткую характеристику следующим стилям XX века: модернизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, супрематизм, сюрреализм, поп-арт и концептуализм 136
2. Искусство постмодернизма: основные принципы и значение 143
Тема 10. Русское искусство в мировом культурном процессе 145
1. Определите периоды отечественной культуры 145
2. Сформулируйте особенности русского искусства 146
3. Раскройте значение принятия христианства для развития отечественной культуры 150
Тема 11. Древнерусское искусство 151
1. Назовите типичные виды искусства Древней Руси и дайте им краткую характеристику 151
2. Сформулируйте особенности древнерусского изобразительного искусства 154
3. Охарактеризуйте основные жанры древнерусской литературы 155
Тема 12. Русское искусство XVII-XVIII веков 158
1. Дайте общую характеристику русскому искусству XVII - XVIII веков 158
2. В чём выразилось влияние петровских преобразований на развитие культуры в целом и искусства в частности? 161
Тема 13. Культура России в первой половине XIX века 164
1. Почему первую половину XIX века называют "золотым веком" русской культуры? 164
2. Сформулируйте основные культурологические проблемы, по которым проходило противостояние "славянофилов" и "западников" 167
Тема 14. Искусство России во второй половине XIX века 169
1. Что вы знаете о реализме в живописи? Раскройте проблему на примере творчества "передвижников" 169
2. Что вы можете сказать о новых направлениях в живописи во второй половине XIX века? Рассмотрите для примера творчество художественного объединения "Мир искусства" 171
3. Сформулируйте общие особенности художественной культуры Российской империи 174
Тема 15. Культура России в первой половине XX века 178
1. Дайте общую характеристику культуры России до 1917 года 178
2. Что вы можете сказать о новых веяниях в постреволюционной культуре? В чём суть метода социалистического реализма, доктрины классового характера искусства? 181
3. Какова специфика развития отечественной культуры в 20-40-е годы XX века? 185
4. Назовите характерные черты советского искусства в годы Великой Отечественной войны 188
Тема 16. Искусство России во второй половине XX века 192
1. Сформируйте особенности советской культуры послевоенного периода (50-80гг. XX века) 192
2. Дайте характеристику современного этапа развития отечественной культуры 196
3. Каковы особенности проявления культуры "постмодерна" в России? 198
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Конспект по культурологии
Слово "культура" первоначально возникло в латинском языке и обозначало возделывание, обработку почвы. Под культурой стали иметь ввиду просвещенность, воспитанность, образованность человека, и в этом значении слово "культура" вошло почти во все европейские языки, в том числе и в русский
Чтобы получить представление о многозначности понятия "культура", обратим внимание на ряд определений, предложенные некоторыми учеными Европы и США:
"комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества" (Э. Тейлор);
"каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе" (Ф. Энгельс);
"социальное наследование" (Б. Малиновский);
"культурный аспект, охватывающий представления, ценности, нормы, их взаимодействия и взаимоотношения" (П.. Сорокин);
"организация разнообразных явлений - материальных объектов, телесных актов, идей и чувств, которые состоят из символов или зависят от их употребления" (Л. Уайт);
"то, что отличает человека от животного" (В. Оствалъд);
"процесс прогрессирующего самоосвобождения человека, языка, религия, наука - различные фазы этого процесса" (Э, Кассирер);
"совокупность интеллектуальные элементов, имеющихся у данного человека или у группы людей и обладающие некоторой стабильностью, связанной с тем, что можно назвать "памятью мира" и общества - памятью, материализированной в библиотеках, памятниках и языках" (А. Моль).
В отечественной культурологии основными являются следующие определения:
культура охватывает четыре "общих разряда: деятельность религиозную культурную, в тесном значении этого слова", т.е. научную, художественную и техническую, деятельность политическую и деятельность общественное экономическую" (Н. Данилевский);
культура "ядром своим и корнем имеет культ. Культурные ценности - это производные культа, как бы отслояющаяся шелуха культа" (Г1. Флоренский), О "совокупность материальных и духовных ценностей";
"способ человеческой деятельности" (Э. Маркарян);
"знаковая система" (Ю. Лотман, Б. Успенский);
"воплощенные ценности" (И. Чавчавадзе);
"состояние духовной жизни общества" (М. Ким);
"культура в современном понимании есть совокупности материальных и духовных предметов человеческой деятельности" (Э. Соколов);
"система регуляторов человеческой деятельности, несущая в себе аккумулированный опыт, накопленный человеком разумом" (В. Давидович и Ю. Жданов);
"культура как система духовного производства охватывает сознание, хранение, распространение и потребление духовных ценностей, взглядов, знаний и ориентацией - все то, что составляет духовный мир общества и человека" (Б. Ерасов).