Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Конспект по культурологии
Конец XX-го века принес с собой крупнейшие потрясения, изменения всего глобального общественного ландшафта. Трансформация или революция? Возможно ли устойчивое социальное развитие, когда "почва" уходит из-под ног? Как сделать выбор из веера альтернатив?
Как реакцию на вихревой, непредвиденный характер событий следует рассматривать попытки определить пути, по которым пойдет развитие социума. В то же время прогнозы сейчас делаются с большей степенью осторожности, чем в 60-ые или 70-ые годы, на заре футурологии, так как некоторые экстраполятивные прогнозы, проецирующие тенденции настоящего в будущее, потерпели фиаско, а анализ, сделанный на основе метода Дельфи /опрос экспертов/, также показал свою ограниченность.
Стремительное ускорение общественного развития - специфический феномен 20 - начала 21 веков. Разрыв последовательного эволюционного развития, сокрушающий привычную за 60-ые 70-ые годы 20 века относительную устойчивость общества, выброс на поверхность течения истории новых необычных феноменов, катастрофический распад целых социальных и исторических систем, например, СССР и всей связанной с ним конструкции, все эти события являются проявлением убыстрения хода истории, рвущими не выдерживающие напряжения социальные связи, и в то же время эти события в свою очередь питают энергию социальной акселерации.
Необходимо выделить узлы прогностических проблем и наиболее острые конфликты и противоречия, имеющие тенденцию к нарастанию в будущем. К числу глобального класса проблем следует отнести "культурный шок" и "схватку культур".
Напряжение, которое возникает между разного рода культурами, идет не только по традиционным осям, религиозной, светско-идеологической, морально-этической, мироощущающей самоидентификации, но и по степени приобщенности к современной глобальной культуре и к универсальной гуманистической культуре, говорить о которой достаточно сложно из-за трудностей определения всеобщих, "вечных", культурных ценностей. Интересна и показательна ситуация, возникшая в современной русской культуре. Сегодня она представляет из себя некий слоеный пирог:
Будущее изучается интуитивно познается "воображается».
Следует добавить, то будущее еще и изобретается и творится, если люди охвачены стремлением "изменить" его или " перестроить" или "разрушить" окружающий мир. Это стремление часто находится в самых базисных ценностях данной культуры, но может быть привнесено как идеологическая или религиозная установка.
Мы можем будущее изменять, мы можем культуру творить. Наши прогнозы могут реализовываться или терпеть крах, это зависит не только от качества самих прогнозов и улавливания объективных тенденций, но от степени восприимчивости общественного мнения и властных структур к этим прогнозам, а также от "скрытой" позиции сильного прогнозиста. "Самовыполняющиеся прогнозы" это те, которые прогнозист желает, чтобы они реализовались, а "прогнозы скорпионы" это те, которые должны сами себя "поразить". Я говорю, например, что, если коммунисты в России придут к власти, то будет новый ГУЛАГ, это вызывает реакцию страха и отторжения, коммунисты терпят поражение, прогноз не реализуется.
В прогнозах в той или иной степени всегда присутствует свободная воля и импульс творца, а также утопический момент. Утопия один из важнейших элементов исследования и конструирования будущего, если понимать под утопией не иллюзорное место, а другую "страну", "другое" будущее, другую культуру.