Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вербальные и невербальные компоненты в деловом общении
Введение
Философия определяет общение как специфический способ
взаимных отношений между людьми, где особое внимание уделяется устному общению, предполагающему взаимодействие невербальных и вербальных средств общения. Разновидностью общения является речь делового общения, обладающая, согласно философским и лингвистическим утверждениям, характеристиками диалогического текста, где представлены невербальные и вербальные средства общения в их взаимодействии, без чего процесс понимания не будет полным.
Актуальность дипломной работы обусловлена тем, что деловое общение занимает важное место в современных типах общения. Теория делового общения является одним из активно развивающихся направлений психологии и психолингвистики. Вместе с тем многие характеристики этого типа дискурса остаются недостаточно изученными.
К вербальным средствам выразительности относятся экспрессивная лексика; особые аффиксы (приставки, суффиксы), придающие словам оттенки значения; фразеологизмы; тропы; фигуры речи. При использовании этой группы изобразительных средств важно помнить о том, что они должны быть уместными в конкретной ситуации. В наибольшей степени это относится к экспрессивной лексике, которая, как правило, носит оценочный характер и требует к себе внимательного отношения. Неуместное использование эмоционально-экспрессивных слов может повлечь совсем не тот результат, которого Вы ожидали в процессе общения.
Невербальные средства выразительности – это, прежде всего жесты, мимика и выражение лица. Кроме того, на результате общения могут сказаться осанка, походка, одежда, внешний вид оратора в целом.
Особым средством речевой выразительности можно считать интонацию, составными элементами которой являются мелодика, ритм, интенсивность, темп, тембр речи, фразовое или логическое ударение.
Ряд экстралингвистических факторов, в частности развитие экономических, политических и торговых отношений способствуют развитию интереса к языку делового общения и расширению сферы его использования. Он обслуживает официальные и чрезвычайно важные области человеческих взаимоотношений: между государственной властью и населением, между странами, предприятиями, организациями, учреждениями, личностью и обществом. Основой жизнедеятельности каждой организации, фирмы, предприятия, является вид коммуникации, который определяется как деловая коммуникация: процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности. Благодаря деловой коммуникации осуществляется сбор, анализ и систематизация информации как внутри предприятия, так и за его пределами, обеспечивается необходимый уровень взаимодействия с сотрудниками, деловыми партнерами, конкурирующими фирмами, потребителями, поставщиками, финансистами, клиентами.
В России проблемы делового общения в разное время привлекали внимание историков, философов, психологов, социологов, общественный деятелей. Большой вклад в развитие психологии личности и межличностных отношений внесли: В.Бехтерев, А.Ухтомский, Д.Н.Узнадзе, С.Л.Рубинштейн. Антропологическая школа в истории культуры представлена в работах М.М.Бахтина, Л.С.Выготского, В.Я.Проппа.
Идеи С.Л.Рубинштейна и Л.С.Выготского, разработанные ими “деятельностный” подход в психологии и культурно-историческая теория функционирования и развития психики человека получили свое творческое развитие в трудах Б.Г.Ананьева, А.И.Арнольдова, В.Е.Давидовича, Ю.А.Жданова, А.В.Запорожца, Н.С.Злобина, Э.В.Ильенкова, М.С.Кагана, Л.Н.Когана, А.М.Коршунова, А.А.Леонтьева, А.Р.Лурия, В.М.Межуева, Д.Б.Эльконина и др. Данные положения привели к развитию концепций культуры, в которых личность и творчество, межличностное общение стали ее центральными определениями.
Аспекты психологии общения и межличностных отношений проясняют работы Г.М.Андреевой, А.А.Бодалева, В.С.Коробейникова, В.П.Панферова, Б.Д.Парыгина, Б.Ф.Поршнева, А.А.Пузырея, В.М.Соковина, А.К.Уледова, М.Г.Ярошевского.
В 80-90-е годы повышается интерес ученых России к вопросам отечественной культуры делового общения. Среди них И.Н.Браим, П.С.Гуревич, О.И.Даниленко, Б.С.Ерасов, Л.Г.Ионин, Ф.А.Кузин, А.Радугин, Е.А.Руденский, В.М.Шепель. В любом высказывании, в том числе и в текстах делового общения есть невысказанная информация поскольку "всякое высказывание есть иносказание" (Л.С.Выготский, В.И.Долинин, Л.А.Исаева, Г.В.Колшанский, И.В.Арнольд), т.е. в любом высказывании содержится, дополнительная информация.
Цель дипломной работы – рассмотреть вербальные и невербальные компоненты в деловом общении.
Для реализации поставленной цели необходимо осуществить следующие конкретные задачи:
- описать психологические аспекты функционирования вербальных и невербальных средств общения в речи;
- изучить взаимодействие вербальных и невербальных средств в акте коммуникации;
- выявить специфику делового общения;
- описать невербальные средства делового общения в сфере социального управления и государственной службы;