Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Единый социальный налог и его роль в ресурсном обеспечении политики доходов
Введение
Актуальность данной темы исследования. При реализации отношений, связанных с взиманием ЕСН, правовое регулирование этих отношений остаётся весьма несовершенным.
Глубинной причиной этой проблемы, по моему мнению, следует признать отсутствие у законодателя чёткой научно-теоретической концепции взимания ЕСН как одного из налогов, входящих в систему налогов и сборов в Российской Федерации.
Главное достоинство всех нововведений в сфере налогообложения, связанных с введением в действие с 1 января 2001 года главы 24 НК РФ, пожалуй, заключалось в том, что наконец-то после почти десятилетней истории взимания страховых взносов в государственные внебюджетные фонды нормативно-правовое регулирование взимания обязательных платежей, за счет которых формировалась основная часть доходов государственных внебюджетных фондов , стало основываться на концептуальном положении о том, что эти платежи являются налогами, а не «обязательными платежами на обязательное социальное страхование» .
Между тем, спустя всего год законодатель снова вернулся к идее взимания страховых взносов. С 2002 года с хозяйствующих субъектов , по общему правилу, параллельно взимаются и ЕСН, и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, именуемые в законе в качестве индивидуально возмездных обязательных платежей . Более того, в установленных законом случаях с хозяйствующих субъектов не взимается ЕСН, однако, взимаются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Ярким проявлением затронутой проблемы может являться ситуация непосредственно с правилами об объектах налогообложения рассматриваемого налога. Согласно норме пункта 1 статьи 38 НК РФ каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ. При анализе статьи 236 «Объект налогообложения» НК РФ следует заключить, что объектом налогообложения ЕСН могут являться юридические факты не одного, а сразу двух видов:
- выплаты и иные вознаграждения, начисляемые (осуществляемые — для налогоплательщиков - физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями) в пользу физических лиц в рамках трудовых и отдельных гражданско-правовых договоров, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 236 НК РФ;
- доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Как известно, доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением, предопределяют возникновение обязанностей по уплате не только ЕСН, но и налога на доходы физических лиц. Если же вспомнить о том, что в силу прямого указания на то в федеральном законе объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные главой 24 НК РФ, то можно заключить, что для ЕСН на сегодняшний день вообще не предусмотрено таких юридических фактов, обуславливающих налогоплательщика заплатить налог, которые не использовались бы при определении правил об объекте налогообложения для других обязательных платежей.
В сложившейся ситуации напрашивается вполне очевидный вывод о том, что необходимо либо кардинально менять правила об объектах налогообложения для налогов, имеющих одинаковые или весьма схожие объекты налогообложения, либо внести в законодательство о налогах и сборах изменения, связанные с прекращением взимания одного из схожих налогов.
Приведённые выше факты, на мой взгляд, весьма наглядно отражают давно назревшую необходимость в проведении комплексного научно-правового анализа ЕСН и правил его уплаты, первоочередной целью которого являлось бы теоретическое обоснование ряда практических предложений по совершенствованию законодательства о налогах и сборах и, в первую очередь, главы 24 НК РФ. На сегодняшний день кардинальное преобразование правового регулирования в сфере отношений, связанных с взиманием ЕСН, является одним из необходимых условий как для развития предпринимательства и повышения его эффективности для общества, так и для оздоровления экономики в целом. Как отмечают ученые, наше общество ещё не достигло того уровня развития, когда можно было бы говорить о построении правового государства. Однако к этой цели нужно стремиться, а для ее достижения необходимо разработать совершенный механизм правового взаимодействия предпринимателей и общества.
Объектом данного дипломного исследования являются закономерности правового регулирования отношений, складывающихся в сфере взимания ЕСН.
Предметом исследования являются ЕСН как один из налоговых платежей, входящих в систему налогов и сборов в Российской Федерации, а также проблемы правового регулирования порядка взимания ЕСН. В работе анализируются НК РФ и иные нормативно-правовые акты, посредством которых осуществляется правовое регулирование перераспределения финансовых ресурсов между налогоплательщиками и государством при реализации отношений, связанных с взиманием ЕСН на примере ООО «Колбасный Комбинат «Богатырь».
Исследование основано на нормативных правовых актах с учетом всех изменений и дополнений к ним по состоянию на 01 сентября 2007 года.
Целью исследования является изучение действующего налогового законодательства РФ, регулирующего ЕСН, и связанных с его применением практических проблем, выработка на базе этого предложений по его совершенствованию.
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
- проанализировать сущность ЕСН как одного из источников государственных доходов в финансовой системе нашей страны;