Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Переживание одиночества в зрелом возрасте(гендерный аспект)
Введение
Слово «одиночество» происходит от слова «один». Но быть одиноким не обязательно означает быть одному. Можно быть одному и не быть при этом одиноким, а можно быть одиноким и в толпе. На протяжении своей жизни каждый человек испытывает состояние одиночества. В разные периоды жизни, в различных ситуациях и обстоятельствах, с разной силой и продолжительностью одиночество охватывает человека вне зависимости от пола, образования и возраста. Эти мучительные переживания состояния одиночества до боли знакомы каждому человеку. Пережив однажды это чувство, человек пытается его избежать. Но бегство от одиночества есть бегство в одиночество - то самое одиночество в толпе, на работе, в семье. Бегство от одиночества - есть приближение к космическому одиночеству старости. Поэтому тема одиночества, как и тема смерти, тяжелая для сознания каждого человека.
Главная проблема наших дней состоит в замене подлинности интенсивностью. Не удивительно, что огромное количество успешных людей неспособно переживать полноту жизни. И это делает их внутренне одинокими. Одиночество почти всегда воспринимается человеком как трагедия. И он бежит с его вершины вниз, не в силах вынести общения с собственным Я. Но бегство от одиночества есть бегство от самого себя. На самом деле только в одиночестве человек может понять свое существование как нечто нужное близким и заслуживающее небезразличия и общения. Только пройдя врата одиночества, человек становится личностью, которая может заинтересовать мир. Одиночество - это ось, пронизывающая нашу жизнь. Вокруг нее вращается детство, молодость, зрелость и старость. По сути дела, человеческая жизнь есть бесконечное разрушение одиночества и углубление в него. С внутренним одиночеством бессмысленно бороться, его надо осознать и превратить в уединение, возвращающее подлинность, дающую возможность личностного роста.
Феномен одиночества представляет собой совокупность знаний и представлений о понятии «одиночество» формирующихся в процессе жизнедеятельности личности, непосредственное переживание одиночества, развивающееся в логике и контексте развития личности, процесс интеллектуализации переживания, разной степени интенсивности, последствия интеллектуализации переживания или развития его внеинтеллектуализированной формы.
Переживание одиночества существует на протяжении всей жизни человека и является сущностной характеристикой личности, имеющей собственное содержание, структуру и закономерности развития.
Актуальность исследования заключается в необходимости систематизации существующих данных о психологическом феномене одиночества, полученных отечественными и зарубежными учеными, а также в изучении этого сложного и противоречивого эмоционального переживания, которое может оказывать как положительное, так и негативное влияние на жизнь человека. Исследования феномена одиночества пытаются систематизировать представления об этом феномене, а не просто представить перечень возможных его причин. Однако главное внимание в исследованиях объяснений одиночества было сосредоточено на объяснении постоянных причин одиночества. Пополняются исследования, подтверждающие наличие связи между причинными объяснениями одиночества и реакциями на это состояние. Как люди реагируют на одиночество - депрессией или враждебностью, пассивным уходом в него или активной борьбой за преодоление подобного состояния, это зависит от их собственных стратегий преодоления одиночества. Однако, для прояснения взаимосвязей феномена одиночества и реакций на это состояние необходимы дальнейшие исследования.
В исследовании проблемы переживания одиночества можно выделить несколько этапов. В зарубежных научных исследованиях интерес к проблеме одиночества проявился в середине двадцатого столетия. Первые концепции выстраивались на основе наблюдений и теоретических исследований (Bell, 1956; Fromm-Reichman,1959; Moustakes,1961; Abrahams, 1972; etc.). В 60-80 годы двадцатого столетия зарубежными исследователями были предложены классификации видов и причин одиночества (Вейс,1973; Пепло и Перлман,1980; Садлер и Джонсон, 1980; Джонс, 1981). В 70-80-х годах проблема одиночества стала предметом социально-психологических теоретических зарубежных исследований. Феномен одиночества изучался как состояние, идентифицированное с негативными эмоциями, депрессией (Рубинстейн, Шейвер, 1979; Янг, 1978, 1982), связанное с социальной изоляцией (Таунсенд, 1968; Джонсон, Садлер, 1969). Обнаружено, что одиночество имеет ряд признаков: остроту, предел и тип переживания (Вейс, 1978; Перлмап, Пепло, 1980; и др.).
Представители различных научных школ и направлений описывают различные причины и особенности переживания одиночества: как патологию, болезненное и все проникающее состояние психики человека, связанное с неадекватной реализацией стремлений в межличностном общении (психодинамические теории - Г. Салливан, Д. Зилбург, Ф.Фромм-Рейхман); как непринятие человеком самого себя на разных уровнях (физиологическом и психологическом) и неудовлетворенность качеством взаимоотношений между людьми (феноменологическое направление - К.Роджерс); как результат уникальности человека как отдельного существа, особенности его внутренней природы, как результат стремления к позитивному росту и самосовершенствованию, реализации потенциала и творчества (экзистенционально-гуманистическое направление - И.Ялом, А.Маслоу); как результат блокировок, которые происходят в начале жизни и ведут к срыву естественного развития человека (К.Хорни, Э.Фромм, Х.С.Салливан, К.Роджерс и Р.Мэй); как отсутствие одной из социальных потребностей - потребность в общении, связях с людьми, потребность в самоутверждении, привязанности и необходимость иметь объект поклонения (Э.Фромм); как отсутствие определенных ценностей и смысла жизни (В. Франкл); как результат невозможности общества удовлетворять потребности его членов (социологический подход к одиночеству - К.Боумен, Д.Рисмен, Ф.Слейтер; интеракционистский подход - Р.С.Вейс); как осознание индивидом несоответствия между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов (когнитивный подход - Г.Пепло); как результат утраты человеком личностно значимых связей (интегративная модель У.Садлера).
В последнее десятилетие вновь возрос интерес к проблеме одиночества. Но, несмотря на количество исследований, посвященных проблеме одиночества, с научной точки зрения данное состояние — одно из наименее разработанных понятий. При этом было бы неверным и несправедливым утверждение о том, что одиночество как феномен не исследовалось и не изучалось вовсе. Кроме многочисленной группы философов, освещавших это понятие в разных его аспектах (С.Кьеркегор, Г.Торо, Ф.Ницше, Ж.-П.Сартр, М.Хайдеггер и др.), необходимо назвать ряд западных учёных – социологов, психологов, медиков делавших попытки исследования и описания одиночества с различных точек зрения теоретической и прикладной науки. Среди них А. Фрейд, В. Вунд, К. Лоренц, Уильям А. Седлер, Томас Б. Джонсон ,Э. Фромм , Л.Э.Пепло, Б. Тораш, К.Роджерс, Р . Вейс и др.
Таким образом, представление о том, каковы причины и тины одиночества, как реагируют на это состояние мужчины и женщины, какие способы используют они для преодоления своего одиночества, какие тины людей чувствительны к одиночеству, взаимосвязь одиночества и пола способствует пониманию природы одиночества, облегчению способов его психокоррекционного и психотерапевтического воздействия и требует дальнейшего исследования.
Целью исследования является изучение переживания одиночества в зрелом возрасте (гендерный аспект).
В качестве объекта исследования выступили мужчины и женщины в возрасте от 35 лет до 41 года, различных профессиональных групп, получившие высшее образование.
Предметом исследования является изучение переживания одиночества мужчинами и женщинами зрелого возраста.
Гипотеза. Наше исследование строилось на предположении о том, что преодоление одиночества в зрелом возрасте будет эффективно при соблюдении следующих условий:
-реализации системного, деятельностного, личностного подходов в работе по коррекции одиночества;
-учета когнитивных, эмоциональных и поведенческих свойств личности участников эксперимента и возрастных особенностей зрелого возраста в целом;
-создание благоприятного фона для позитивных эмоционально-ценностных переживаний, являющихся основой для воспитания потребностей (в межличностных отношениях, в социально одобряемом поведении) и чувств (чувства общности);
-включение в процесс коррекционной работы упражнений на обучение зрелых людей социальным навыкам, снижение эмоционального напряжения, обучение вербальному и невербальному общению.
Мы считаем, что после проведения специально подобранной и организованной работы по преодолению одиночества в зрелом возрасте, уровень ощущения одиночества испытуемых будет нивелироваться.
Задачи исследования:
1.Теоретический анализ научной литературы посвященной проблеме одиночества и его роли в жизни человека;
2.Эмпирическое исследование представлений о феномене одиночества с целью определения отношения к одиночеству, характерных особенностей эмоционального реагирования, сопровождающих переживание одиночества, типичном поведении людей, переживающих одиночество и способах его преодоления;
3.подобрать и апробирование систему работы по преодолению одиночества в зрелом возрасте.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, наблюдение);
База исследования: одно из частных предприятий города.
Теоретическая значимость и новизна исследования. Основные идеи, рассмотренные в нашем исследовании по проблеме одиночества в целом, одиночества в зрелом возрасте могут содействовать привлечению общественного внимания к проблемам одиноких людей и благодаря этому – осознанию необходимости соответствующих организационных мер и научного поиска.
Структура и объем дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложения. Работа иллюстрируется таблицами, графиками, диаграммами, гистограммами. Во введении обоснована актуальность темы, сформулирована цель, гипотеза и задачи, указаны методы исследования. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты проблемы одиночества в зрелом возрасте. Вторая глава посвящена опытно-экспериментальному исследованию одиночества в зрелом возрасте. В заключении даются общие выводы по результатам теоретического и эмпирического исследований. Приложение состоит из описания методик исследования, конспектов занятий по снижению уровня одиночества, диаграмм и некоторых таблиц с первичными данными.