Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы по педагогике
Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-пер¬вых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и, в-третьих, - передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам.
Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой.
Предмет педагогики - процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, - это воспитание человека, как особая функция общества.
Развитие человека - это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляе¬мых социальных и природных факторов.
Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и ду¬ховных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова - систе¬матическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.
Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руковод¬ством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообра¬зование, т. е. приобретение системы знаний самостоятельно.
Обучение - это целенаправленный процесс двусторонней дея¬тельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Дея¬тельность преподавателя при этом называется преподаванием, а де¬ятельность учащихся — учением. Поэтому обучение можно опреде¬лить и так: обучение - это преподавание и учение, взятые в единстве. В свете вышеизложенного педагогика предстает как наука о воспи¬тании (имеется в виду «воспитание» в широком смысле); это наука, изучающая закономерности воспитания, образования и обучения (здесь «воспитание» употребляется в узком смысле).
Объективно-субъективной видовой категорией воспитания, вы¬текающей из родового понятия воспитания как объективного обще¬ственного феномена, является педагогическая деятельность. В отли¬чие от родового понятия «воспитание», объективно порождаемого в социуме движением общественных отношений между поколениями, видовое понятие «воспитание как педагогическая деятельность, це¬ленаправленное воздействие и взаимодействие», определяется че¬ловеческим сознанием, его субъективностью и произволом. Чем боль¬ше воспитательское, человеческое сознание в процессе взаимодей¬ствия с подрастающим поколением учитывает в своем мышлении и деятельности требования объективных процессов воспитания, со¬стояния экономики, политики, культуры, форм сознания, тем боль¬ше в нем объективности и надежды на успех в деле воспитания де¬тей. И наоборот, чем дальше воспитательское, педагогическое со¬знание и деятельность отходят от объективных реальных жизненно-воспитательных процессов, не учитывают их требований, тем мень¬ше у него шансов добиться успеха в становлении детской личности, способной адаптироваться к окружающему миру и интегрироваться в социум.