Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы по педагогике и психологии
Психология(от греч. psyche - душа, logos - учение) - наука о закономерностях функционирования и развития психики, основанная на представленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Со 2-й половины ХIХ в. произошло отделение психологии от философии, что стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции, и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками которого стали деятельностная активность и присвоение общественно_исторического опыта.
В настоящее время психология (psyche - душа, logos - наука) – это наука, изучающая закономерности функционирования психики человека, формирования и развития психических явлений (психологии) личности и коллектива (группы людей).
Объектами отечественной психологии выступают:
1. Психология личности.
2. Психология коллектива (группы людей).
3. Факторы, влияющие на функционирование (развитие) психологии личности и коллектива (развивающие личность и коллектив).
Предмет психологии – выявление закономерностей формирования и развития личности и коллектива.
Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, - а именно, поведение, поступки и реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
Педагогика — это наука о воспитании, обучении и образовании. Приступая к ее изучению, нужно прежде всего дать определение самим понятиям «воспитание», «обучение» и «образование».
Объект педагогики - воспитание в широком смысле.
Предмет педагогики - система отношений, возникающих в ходе воспитания; воспитание как сознательно организованный процесс, происходящий в семье, обществе, в определенных природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях. (В.Е. Гмурман).
Следует различать теоретические и практические задачи педагогики. Педагогика как наука-решает несколько важных теоретических задач:
• выяснение закономерностей процесса воспитания, образования;
• изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;
• разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;
• внедрение результатов исследований в практику преподавания;
• планирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.
Практическое же воплощение теории лежит на отдельных образовательных учреждениях.
Методы психологии: лонгитюд - изучение явления на протяжении того или иного времени, метод поперечных срезов, смешанный метод, методы сбора первичных данных, наблюдение внешнее (наблюдение со стороны), внутреннее (самонаблюдение), свободное, стандартизированное, опрос, тесты, эксперимент, моделирование.
В настоящее время педагогика располагает множеством разнообразных научных методов. Основными из них являются:
• педагогическое наблюдение;
• исследовательская беседа;
• изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся;
• педагогический эксперимент;
• изучение и обобщение передового педагогического опыта.