Содержание:
Вопросы по педагогике 3
1. Сущность воспитания: основные принципы воспитательного процесса 3
2. Цели воспитания: общие и конкретные цели воспитания. Иерархия целей 5
3. Современные методы воспитания 7
4. Основные требования по отбору содержания образования. Основные направления совершенствования образования 8
5. Языковое образование как система: структура, функции и основные компоненты 9
6. Иностранный язык как учебный предмет в системе языкового образования 12
7. Межкультурное обучение: истоки, содержание 13
8. Вторичная языковая личность – цель и результат обучения иностранным языкам 15
9. Межкультурная компетенция как показатель сформированности вторичной языковой личности 16
Вопросы по методике 18
1. Объект и предмет методики, основные методические понятия. Связь методики с другими науками 18
2. Методические принципы обучения иностранному языку. 19
3. Цели обучения иностранному языку как основополагающая методическая категория. 22
4. Содержание обучения и его компоненты. Классификация средств обучения. 24
5. Упражнение как единица обучения, роль упражнения в формировании навыков и умений. Типы и структура упражнений. 27
6. Существующие подходы к отбору языкового материала. 29
7. Типология подходов к обучению иностранному языку. 29
8. Содержание контроля, его функции и объекты. 31
9. Обучение аудированию: цели, система упражнений, контроль. 32
10. Обучение говорению: цели, система упражнений, контроль. 34
11. Обучение чтению: цели, система упражнений, контроль. 35
12. Обучение письму: цели, система упражнений, контроль. 36
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы к экзамену по педагогике и методике
ВОПРОСЫ ПО ПЕДАГОГИКЕ
1. Сущность воспитания: основные принципы воспитательного процесса
Воспитание - преобразующая деятельность педагогов-воспитателей, направленная на изменение сознания, мировоззрения, психологии, ценностных ориентаций, знаний и способов деятельности личности, способствующая ее качественному приросту и совершенствованию.
Выделяют умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание.
В процессе развития общества изменяется содержание воспитания, но всегда в качестве субъекта воспитания педагогика рассматривает человека, а воспитательное воздействие направлено на его совершенствование. Это дает основание определить феномен воспитания как преобразующую деятельность педагогов-воспитателей, направленную на изменение сознания, мировоззрения, психологии, ценностных ориентаций, знаний и способов деятельности личности, способствующую ее качественному приросту и совершенствованию.
6. Иностранный язык как учебный предмет в системе языкового образования
Понятие «иностранный язык» как учебный предмет возникло во второй половине XVIII века в результате роста количества научных публикаций на национальных языках и потери в связи с этим латинским языком статуса языка образования. Начиная с этого времени иностранные языки стали изучаться с нацеленностью на практические задачи, связанные с необходимостью уметь читать книги на языках разных народов.
Особенность данного предмета - нацеленность на практическое овладение языком, т.е. некоей деятельностью, являющейся функцией того или другого человеческого коллектива.
Основной целью в преподавании иностранного языка является коммуникативная цель, которая определяет весь учебный процесс, в то время как в преподавании родного языка эта цель не является главной.
9. Межкультурная компетенция как показатель сформированности вторичной языковой личности
Межкультурная компетенция - способность людей разного пола и возраста мирно и без взаимной дискриминации существовать в одном обществе.
Вторичная языковая личность должна обладать сформированной способностью реализовывать иноязычные лексико-грамматические конструкции, соответствующие нормам коммуникативной деятельности индивида иной лингвоэтнокультурной общности и иной национальной языковой картины мира.
ВОПРОСЫ ПО МЕТОДИКЕ
1. Объект и предмет методики, основные методические понятия. Связь методики с другими наука¬ми
В методике обучения иностранным языкам имеется самостоятельный объект - процесс передачи знаний об иностранном язык и формирования навыков и умений иноязычной речи.
Предмет - абстрактный процесс обучения, полученный в результате обобщения имеющихся знаний о большем количестве конкретных процессов обучения иностранным языкам. Другими словами, предмет методики обучения иностранным языкам - накопленные об объекте знания, многочисленные теории, моделирующие процесс обучения иностранным и его фрагменты.
Методика обучения иностранным языкам - наука о закономерностях процесса обучения иностранным языкам.
Накопила она и самостоятельную терминологию; условно-речевые упражнения, аудиовизуальный метод, семантизация лексики и т. д. Все это и позволяет сделать вывод о том, что методика обучения иностранным языкам приобрела статус самостоятельной науки.
3. Цели обучения иностранному языку как основополагающая методическая категория.
Организация обучения любому предмету начинается с поиска ответов на следующие вопросы: «для чего учить?», «чему учить?». Позже появляются ещё два вопроса: «как учить?», «с помощью чего учить?».
В методике обучения иностранным языкам эти вопросы отражены в основных методических категориях, каковыми являются: цели обучения, содержание обучения, методы обучения, средства обучения. Все четыре основные методические категории тесно взаимосвязаны друг с другом, причём первичной и определяющей из них являются цели обучения.
Первичной потому, что организованная деятельность начинается всегда с уяснения её цели, а определяющей потому, что именно цель направляет и регулирует действия, пронизывает практику как внутренний закон. При этом цель не должна противоречить ни объективным законам окружающего мира, ни реальным возможностям человека и общества.
8. Содержание контроля, его функции и объекты.
Контроль - это процесс надзора, выявления и оценки уровня знаний, умений, навыков).
Систему контроля образуют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменные контрольные, рефераты, коллоквиумы, семинары, курсовые, лабораторные контрольные работы, проектные работы.
По времени педагогический контроль делится на:
1) текущий контроль - помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение (опрос, контрольные, задания, проверка данных самоконтроля).
2) тематический контроль - оценка результатов определенной темы или раздела программы.
3) рубежный контроль - проверка учебных достижений каждого студента перед тем, как преподаватель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.
4) итоговый контроль - экзамен по курсу, итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность студента к дальнейшей учебе.
5) заключительный контроль - госэкзамены, защита дипломной работы или дипломного проекта, присвоение квалификации Государственной экзаменационной комиссией.
12. Обучение письму: цели, система упражнений, контроль.
Цели обучения письму:
-овладение графической, а потом орфографической системами иностранного языка;
-овладение письменной речью как средством коммуникации.
Обучение технике письма
Обучение технике письма слагается из овладения графикой и орфографией. Графика изучает средства обозначения звуков и некоторых категорий языка на письме, а орфография – правила практического употребления этих средств.