Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Психология труда учителя.
Введение
Педагогическая психология традиционно включает специ¬альный раздел — «психология учителя», где подчеркивается важность профессиональной роли учителя, рассматриваются его функции, способности, умения, анализируются предъявляе¬мые к нему требования и формируемые в обществе по отноше¬нию к нему социальные ожидания. Как отмечает А.К. Марко¬ва, «профессии — это исторически возникшие формы дея¬тельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь со¬ответствующие способности и профессионально важные ка¬чества».
Профессия Учителя, Педагога, как и профессия врача,— одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. По сути, педагог — это связующее звено между поколениями, носитель общественно-историчес¬кого опыта. Общественно-культурная целостность народа, ци¬вилизации в целом, преемственность поколений во многом обус¬ловлены ролью Школы — Учителя. В меняющемся мире про¬фессий, общее количество которых насчитывает несколько де¬сятков тысяч, профессия Учителя (Педагога) остается неизмен¬ной, хотя ее содержание, условия труда, количественный и ка¬чественный состав меняются.
Так, социологические исследования показывают, что количественный состав учителей, например с 1980 по 1994 г., изменяясь неравномерно по годам в городе и в сель¬ской местности, имел до 1993 г. положительную тенденцию рос¬та. Обращает на себя внимание факт феминизации профес¬сии педагога во всем мире и особенно в России, где женщин-учи¬телей более 80%, что не может не сказаться на ха¬рактере воспитания мальчиков, юношей, требующего мужско¬го воздействия.
Выступая как индивидуальный субъект педагогической де¬ятельности, педагог в то же время представляет собой общест¬венный субъект — носитель общественных знаний и ценностей. В силу этого в субъектной характеристике педагога всегда соеди¬няются аксиологическая (ценностная) и когнитивная (знаниевая) плоскости. При этом вторая включает также два плана: обще¬культурные и предметно-профессиональные знания. Являясь индивидуальным субъектом, педагог всегда представляет собой личность во всем многообразии индивидуально-психологических, поведенческих и коммуникативных качеств.
В исследованиях Е.А. Климова все многообразие профессий представлено схемами отношения человека к окружающему его миру природы, людей, техники и т.д. Предложенный им метод анализа профессий позволяет классифицировать их по предме¬ту труда, его целям, характеру действий, орудиям труда и его условиям. По предмету труда все профессии подразделяются на биономические (природа), техномические (техника), сигномические (знаки), артономические (художественные образы) и социономические (взаимодействие людей).
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей психологических особенностей труда учителя.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие педагог как субъект педагогической деятельности;
рассмотреть субъективные свойства педагога, общепедагогический подход;
определить: психофизиологические (индивидные) предпосылки (задатки) деятельности педагога;
рассмотреть личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности
Информационную базу работы составляют информация из периодической печати, учебники отечественных и зарубежных специалистов в данной области.